Живописная картина «Всадница», которую Карл Брюллов написал во время пребывания в Италии, стала едва ли не самой загадочной в творчестве художника. О прототипе героини искусствоведы спорят до сих пор. «Всадница» отражает эволюцию романтического стиля автора и достижения его реалистичной техники, чётко вырисовывающей мельчайшие детали композиции.
История создания
Картина «Всадница» была написана Брюлловым в конце итальянского периода творчества – в 1832 г. Работа над полотном велась в Милане, по заказу Юлии Самойловой – русской графини, которую многие биографы считают музой Брюллова. Сразу по завершении картины «Всадница» была отдана на выставку в местную Академию Брера, где произвела мощное впечатление на искусствоведов и критиков. Портрет называли лучшим среди конных изображений. Брюллова сравнивали с такими видными портретистами, как Рубенс и Ван Дейк.
Жанр картины определяется как конный портрет. Однако, уже современники Брюллова заметили, что «Всадница» значительно выходит за узкие рамки этого определения. Это произведение Брюллова, благодаря своей сложной для портрета композиции, ближе к пейзажу – кроме самой наездницы на картине присутствуют и другие фигуры, а центральный силуэт изображен на холсте «Всадница» в некотором отдалении и не занимает большей части полотна.
Автор: краткая биография
Карл Павлович Брюллов родился в конце декабря 1799 г., в г. Петербург. Он происходил из семьи именитых скульпторов с французскими корнями. С раннего детства будущий художник обучался изобразительному искусству у отца. В 1809 г. Брюллов поступил в Академию искусств, в 1821 г. выпустился из нее золотым медалистом. В конце лета 1822 г. живописец отправился в путешествие по Италии, которое организовало для него Общество поощрения художников. В Италии Брюллов совершенствует свое мастерство жанровой живописи.
В 1836 г. художник возвращается в Петербург, где получает место преподавателя в Академии художеств. Одновременно Брюллов продолжает писать портреты и жанровые картины. Живописец знакомится со многими выдающимися людьми – Жуковским, Пушкиным, Тропининым и др.
В 1843 г. Художник был включен в группу декораторов Исаакиевского собора. Эта тяжелая работа подорвала и без того слабое здоровье Брюллова. В 1849 г. Врачи настоятельно рекомендовали ему переселиться на юг.
В 1850 г., после краткого лечения на Мадейре, Брюллов поселяется в Италии. Он живет большую часть оставшейся жизни в доме А. Титтони, соратника революционера Гарибальди. Скончался Брюллов в июне 1852 г., в небольшом городке Манциана.
Описание и особенности картины
Работа «Всадница» была признана критикой своего времени необычной и новаторской. Брюллов изображает на картине молодую аристократку верхом на вороной лошади, гарцующей у крыльца дома. На пороге, опираясь на металлическую перегородку, стоит маленькая девочка с декоративной собакой. Еще один пес расположился в нижнем правом углу перед конем. На дальнем фоне композиции «Всадница» — густые заросли лиственного леса. Полотно Брюллова дышит гармонией легкости, молодости и свежести – такая атмосфера характерна для большинства женских портретов его кисти.
Оригинальный масштаб картины – 291×206 см., для портрета полотно довольно крупное. Форма холста «Всадница» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана Брюлловым на стандартном холсте с помощью масляных красок.
Цветовая палитра
Как и многие другие картины этого живописца, «Всадница» выполнена в несколько темной, но насыщенной и выразительной цветовой гамме. Приглушенные тона фона выгодно оттеняют фигуры на переднем плане, освещенные как будто сбоку. В работе над полотном «Всадница» Брюллов использовал следующие цветовые оттенки:
- Темно-зеленый.
- Изумрудный.
- Грязно-желтый.
- Белый.
- Небесно-голубой.
- Черный.
- Нежно-розовый.
Двух героинь художник выделил на картине яркими тонами платьев – голубым и розовым. А кипельно-белые воротники подчеркивают свежесть юных лиц и блеск черных волос. Не менее яркими акцентами в композиции смотрятся изумрудная вуаль девушки на фоне тусклой, желтовато-зеленой листвы, и красная портьера на входе в дом.
Сюжет картины
Картина «Всадница» иллюстрирует, по всей видимости, начало, или завершение конной прогулки юной аристократки. О высоком социальном статусе героини говорит роскошное утреннее платье и соответствующая ее положению прическа из мелких завитых локонов, обрамляющих лицо с обеих сторон. Крыльцо, от которого отъезжает героиня, выполнено в стиле классицизма.
Всадница совершает прогулку на резвом, холеном вороном коне в сопровождении своей собаки – спаниеля в красном ошейнике. Брюллов показал лошадь вставшей на дыбы, чтобы придать картине динамики. Стоящая рядом девочка завороженно смотрит на наездницу – возможно, ей тоже не терпится оказаться в седле. Дальний план полотна «Всадница» лишен четких деталей и выглядит немного размытым – по замыслу Брюллова, он не должен отвлекать внимания от изображенных в центре героинь.
Контекст
Произведение «Всадница», как и более ранняя «итальянская» диалогия Брюллова, отражает в своей композиции романтику молодости, энергии, легкости и цветущей прелести, воплощенной в юных и прекрасных героинях. Пейзаж на фоне здесь не играет большой роли – он нужен, чтобы уравновесить композицию «Всадница» и сделать ее более живой и реалистичной.
В этой картине Брюллов акцентирует особое внимание на кипучей энергии и динамизме композиции.
Практически все герои полотна находятся в движении: конь гарцует, девочка протягивает руку к наезднице, собаки обернулись к своим хозяйкам и готовы броситься с места в любой момент. Холст «Всадница» преисполнен жизненной энергии, герои его активно взаимодействуют друг с другом, составляя эффектную, выразительную, наполненную естественной гармонией композицию.
Где картина находится сейчас
После завершения работы над полотном, «Наездница» была отдана заказчице Самойловой. Около сорока лет картина украшала интерьер итальянской виллы графини. Однако, к 1872 г. Самойлова окончательно разорилась и ее имущество было распродано. «Всадницу» купил Ж. – Ф. Дюлю. В 1893 г. картина была перекуплена меценатом Третьяковым для своей коллекции. С тех пор и до сегодняшнего дня «Всадница» хранится в Третьяковской галерее и экспонируется в зале №9.
Интересные факты
«Всадница» — один из самых ярких и живописных портретов своего времени. Несколько занимательных фактов об этом произведении:
- Первоначально историки искусства считали прототипом «Всадницы» ее заказчицу Юлию Самойлову, но позже они пришли к выводу, что на холсте Брюллов изобразил воспитанницу графини по имени Джованнина.
- Девочка в розовом справа от наездницы – приемная дочь графини Амацилия.
- Дюлю купил картину «Всадница» за 4 тыс. франков, а Третьякову она стоила 2 тыс. рублей.
- Существует версия, что Дюлю обещал приобрести полотно для Третьякова и обманул его, так, что меценату пришлось прибегнуть к посредничеству Петербургского общества заклада имуществ, чтобы приобрести «Всадницу».
После своей первой демонстрации картина произвела настоящий фурор среди поклонников живописи и расширив композицию классического портрета, заставила этот жанр заиграть новыми красками.
Еще картины из коллекции Брюллова:
Карл Павлович Брюллов «Смерть Инессы де Кастро»