Картина «Осада Пскова» — Карл Брюллов

Батальная картина «Осада Пскова», которую Карл Брюллов писал больше четырех лет, осталась неоконченной. Полотно посвящено событиям Ливонской войны. Художник создал выразительный эскиз, иллюстрирующий переломный момент одного из главных сражений этой кампании, но потом, из-за критики, Брюллов быстро потерял интерес к этой работе.

История создания

«Осада Пскова» была написана в 1839-1843 гг. Первый эскиз картины Брюллов создал еще во время большого путешествия по Европе, под впечатлением от «Истории» Карамзина. Вся остальная часть работы над холстом велась уже в Санкт-Петербурге. Жанр произведения – батальная живопись.

Карл Брюллов получил немало критики сюжета, идеи и композиционных решений полотна и, в конце концов, работа была заброшена.

Поводом для создания полотна «Осада Пскова» стало получение его автором звания руководителя исторического класса Императорской Академии Художеств. Однако, Брюллов получил должность профессора только второй степени – для перевода на первую нужно было создать масштабную батальную картину. Проблемы с произведением начались при переносе композиции с эскиза на полноценную картину.

Описание и особенности картины

Это историческое полотно рассказывает о событиях 1581 г – Карл Брюллов взял этот эпизод из исторического труда Карамзина. В это время происходило ключевое сражение Ливонской войны – осада Пскова королем Польши Стефаном Баторием. Композиция холста отражает переломный момент – когда взрывается стена и двое главных защитников крепости – игумен Тихон и боярин Шуйский – призывают свое войско дать отпор наступающему врагу.

Карл Брюллов выводит на первый план идею «божественного вмешательства» — присутствие высших сил подчеркивают православные стяги, знамена с изображением святых и льющийся сверху яркий свет. Оригинальные размеры холста «Осада Пскова» – 482×675 см. Стиль произведения – романтизм. Работа написана масляными красками на холсте.

Цветовая палитра

Композиция «Осада Пскова» выдержана преимущественно в теплых тонах – естественных и гармоничных. Краски на картине использованы яркие и насыщенные, цветовые акценты очень выразительны, но не имеют броских контрастов. Для создания этого произведения Брюллов использовал следующие оттенки:

  1. Кремовый.
  2. Коричневый.
  3. Золотистый.
  4. Темно-серый.
  5. Красный.
  6. Травянисто-зеленый.

Наиболее яркими акцентами на полотне являются красные рубахи и золотисто-зеленые стяги. Красочные детали Карл Брюллов слегка оттеняет грязно-серыми клубами дыма.

«Осада Пскова» слегка затемнена по краям, центр же, напротив, отлично освещен, словно залит солнечным светом. Детали прорисованы очень тщательно – особенно лица – в композиции нет размытых и нечетких объектов.

Сюжет картины

«Осада Пскова» отображает решающий момент битвы с войском Стефана Батория. Последние прорывают оборону города и проникают за крепостную стену. Защитники пытаются не допустить паники среди защитников города и не позволить врагу его захватить. Среди защищающих крепость – как воины, так и простые крестьяне, и даже женщины в национальных костюмах, а также немало представителей духовенства.

Как видно из композиции, в качестве главной мотивационной опоры Карл Брюллов видит православную веру – на переднем плане именно иконы и кресты. При этом польского войска на картине «Осада Пскова» практически не видно – только несколько поверженных и отступающих рыцарей. Драматизм произведения Брюллов сосредоточил именно на динамичных образах защитников.

Контекст картины

Полотно «Осада Пскова» несет в себе идею духовного противостояния иноземным захватчикам, в котором главным орудием и вдохновением является вера. Карл Брюллов рассматривает иллюстрируемую битву не только как схватку двух народов, но и как противостояние православной и католической церквей, одна из которых пытается подавить и уничтожить другую.

Именно поэтому в центре картины художник изобразил священнослужителей и иконами и акцентировал внимание на тех защитниках города, кто не принадлежал к военному сословию. Таким образом «Осада Пскова» указывает на всенародный характер этого сражения. Ослепляющий золотистый свет, льющийся на иконы и знамена откуда-то из центра композиции, рассеивающий клубы дыма и подчеркивающий сияние белых одежд священников, как нельзя лучше передает эту мысль, которую Карл Брюллов положил в основу идеи своего произведения.

Где находится картина сейчас

Незаконченное произведение «Осада Пскова», оставшись недооцененным современниками, долгое время хранилось в Санкт-Петербурге, в коллекции Академии художеств, несмотря на то, что Карл Брюллов к ней больше не возвращался. После Революции 1917 г. «Осада Пскова» была передана в Государственный Русский музей. Наконец, в 1931 г., картина перешла в дар Третьяковской галерее, где выставляется и в настоящее время.

Интересные факты

«Осада Пскова» не самая известная, но, несомненно, одна из самых ярких картин, которые Брюллов написал для Академии художеств. Напоследок – несколько любопытных фактов об этом полотне:

  1. «Осада Пскова» считается многими критиками самым неудачным произведением известного живописца XIX в.
  2. Существует версия, согласно которой Карл Брюллов получил идею и сюжет будущей картины от императора Николая I.
  3. Неудачу полотна историки связывают с неверно выстроенной композицией и близостью идеи холста «Осада Пскова» с правительственной доктриной «Об официальной народности».
  4. Главная претензия к композиции картины «Осада Пскова» – отказ автора от изображения полноценной битвы, решение оставить ее «за кадром».

Считается, что этим полотном Брюллов пытался повторить успех картины «Последний день Помпеи» — но результат получился гораздо менее масштабным и эпичным, что привело к разочарованию и отказу завершить картину «Осада Пскова».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector