Картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова – одна из самых легко узнаваемых. Она также известна под названием «Три богатыря».
История создания картины Три богатыря
Написать картину на древнерусскую тематику В. М. Васнецов решил в 1871 году во время учебы в Академии художеств. Сначала художник набросал графический эскиз, хотел нарисовать богатырей отдельно и вместе, и лишь спустя пять лет повторил его в красках. Работа была сделана в парижской мастерской его друга – художника Василия Поленова.
Образ Ильи Муромца автор списывал преимущественно с натуры владимирского крестьянина Ивана Петрова. Также позировало несколько других человек – извозчики и кузнецы. Их имена не сохранились.
Образ Добрыни Никитича соединяет в себе несколько натур: самого Васнецова, его отца и художника Поленова.
Прототипом Алеши Поповича стал Андрей Мамонтов, сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова. Васнецов гостил в мамонтовском имении Абрамцево и тогда же делал наброски образа богатыря, который можно считать своеобразным портретом юноши.
Описание картины Васнецова «Богатыри»
На картине Васнецова русские богатыри обозревают окрестности.
Илья Муромец
Крепкий и могучий Илья Муромец восседает в центре композиции картины Васнецова. Под ним большой вороной конь. Приставив правую руку ко лбу, богатырь смотрит вдаль. С нее свисает буланая палица, но Илья Муромец словно не ощущает тяжести оружия. В левой он держит копье, положив его на коня, а на плече висит щит.
Вороной конь по своим размерам под стать богатырю. Украшенный золотистой упряжью, он искоса смотрит на зрителя картины. Взгляд всадника устремлен вправо, туда же смотрит и Добрыня Никитич.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитыч находится по правую руку от Ильи Муромца. Он уже готовится вытащить богатырский меч из ножен для отражения врага. Боевой конь тоже видит приближающуюся опасность.
И снаряжение богатыря, и сбруя коня искусно украшены. Изящно отделанная кольчуга, переливающийся рубинами щит – все выдает знатное происхождение Добрыни.
Алеша попович
По левую руку от Ильи Муромца находится третий, самый молодой богатырь – Алеша Попович. Он смотрит в ту же сторону, что и остальные богатыри. В руках у него наготове лук. В колчане видны стрелы разного цвета. Различная окраска облегчает выбор стрел во время боя: одни пробивали только легкое снаряжение воинов, а другим под силу были даже тяжелые доспехи.
Сбоку у Алеши свисают гусли. Молодой богатырь был не только воином, но и гусляром, певцом.
Пейзаж
Виктор Михайлович Васнецов делал наброски пейзажа в Абрамцево и других местностях. Но ни один из них не вошел в картину в чистом виде. Пейзаж полотна – вымышленный, обобщенный.
На заднем фоне, справа от Алеши Поповича, видны курганы, расположенные на открытом месте. В них похоронены воины, защищавшие родину. Композиция показывает, что богатыри продолжают дело защитников и прикрывают собой родную землю. Задний план олицетворяет прошлое.
Спереди раскинулось широкое поле. Оно воплощает будущее, в котором может появиться что угодно – от друга до супостата.
Движения ковыля и грив показывают порывы ветра. Рыжая грива коня Алеши Поповича сливается с ковылем. Черный конь Ильи Муромца сливается с темной чащей. Массив листвы кажется продолжением хвоста мощного коня. Светлый конь Добрыни выделяется на светлом фоне. Но он подобен белым облакам, возвышающимся над темным лесом.
Пейзаж выражает некоторую тревожность – серые тучи, темный лес, курганы, ветер. Но фигуры богатырей оттеняют беспокойные чувства, вселяя уверенность.
Величие картины
Творение живописца относится к сказочно-былинному жанру. Богатыри на картине Васнецова не обозначают конкретных лиц. Они являются олицетворением сил, защищающих и оберегающих Родину. В образах защитников воплощены сила духа, любовь к Родине, смелость и добро. В Илье Муромце чувствуется уверенная мощность, спокойствие и мудрость жизненного опыта. В Алеше Поповиче видна решимость, а в Добрыне – предусмотрительность и вдумчивость.
Размеры полотна составляют 3×4,5 м. Композиция выполнена так, что зритель смотрит на богатырей снизу. Такое расположение создает дополнительный эффект величия и значительности картины.
Где находится картина Васнецова Три богатыря
В 1898 году Васнецов окончательно завершил работу над полотном. В апреле этого же года картину приобрел Павел Третьяков. «Богатырей» 23 апреля 1898 года перевезли в Городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловича Третьяковых. В Третьяковке знаменитая картинка находится и в настоящее время.
Интересные факты
- Шлем Добрыни Никитича заимствован из Византии и назывался греческим колпаком. Такая деталь небылинного характера попала на картину потому, что Васнецов списывал детали снаряжения в Оружейной палате.
- Картина писалась продолжительное время – около 20 лет.
- В процессе создания картины Васнецов возил полотно за собой по разным городам. Работа началась в Петербурге, продолжилась в Париже, а затем в России, в имении Абрамцево под Москвой, в Киеве и завершилась в Москве.
- Все три богатыря жили почти в разное время. Если взять Илью Муромца в том возрасте, в котором его изобразил Васнецов, – то был бы XII век, – то Добрыня Никитич был бы глубоким старцем, а Алеша Попович – ребенком. В реальности они не встречались вместе, но В. М. Васнецов решил совместить трех богатырей сразу.
- Богатыри герои являются персонажами российской мультипликационной франшизы «Три богатыря». На данный момент вышли мульфильмы: «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004); «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006); «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007); «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010); «Три богатыря на дальних берегах» (2012); «Три богатыря. Ход конём» (2014); «Три богатыря и морской царь» (2017); «Три богатыря и принцесса Египта» (2017); «Три богатыря и наследница престола» (2018); «Конь Юлий и большие скачки» (2020); «Три богатыря и Конь на троне» (2021); «Три богатыря и Пуп Земли» (2023).
3 богатыря художника – одни из самых известных героев картин В. М. Васнецова. Все знают каждого написанного живописцем персонажа. Вслед за картиной троица богатырей стала популярным сюжетом в культуре и искусстве.