- История создания
- Откуда Брюллов взял сюжет
- Почему именно Помпеи?
- Об авторе
- Описание и особенности картины
- Цветовая палитра
- Сюжет картины
- Театральные постановки Брюллова
- Личное в Последнем дне Помпеи
- Контекст
- Где находится картина сейчас
- Интересные факты о картине
- Брюллов документалист
- Почему это шедевр
- Видео Карл Брюллов: «Последний день Помпеи» (Как читать искусство)
- Видео Последний день Помпеи. Почему это шедевр Карла Брюллова
Кисти художника Карла Брюллова принадлежит много превосходных картин. Но наибольшую известность ему принес «Последний день Помпеи». Это полотно, написанное в стиле романтизма, стало пиком творчества автора.
История создания
Картина «Последний день Помпеи» была написана Карлом Брюлловым в 1833 году. Художник работал над ней в продолжении 3 лет, а перед этим выполнил много эскизов. В общей сложности работа заняла больше 5 лет, в течение которых были перерывы.
Откуда Брюллов взял сюжет
За основу картины К. Брюллов взял трагедию итальянских городов в 79 г. Н. Э. В результате извержения вулкана Везувий несколько городов оказались погребены под обломками, семиметровым слоем пепла и потоками лавы. Наиболее известны города Помпеи, Геркуланиум и Стабия. Извержения представляли собой целый ряд толчков с выбросом пепла и лавы. Живописец изобразил последний день перед самым разрушительным извержением Везувия и гибель жителей.
Почему именно Помпеи?
В первой половине 19 века в российском и европейском обществе усилился интерес к истории, в том числе и археологии. Извержение Везувия в 1828 году напомнило всем о еще большем извержении в древности, когда под лавой были погребены город Помпеи. Интерес подогрелся тем, что к тому времени уже более полувека велись раскопки на месте древних руин. Их посетил Карл Брюллов в 1830 г.
Перед этим Карл видел работы своего брата Александра, художника и архитектора. Тот делал зарисовки и чертежи терм, античных бань, на раскопках Помпеи. Его труды подсказали Карлу сюжет будущей картины.
Об авторе
Русский художник Карл Павлович Брюллов писал картины в разных направлениях. Он работал не только в живописи, но также писал акварелью и делал рисунки в различных техниках.
Карл Брюллов родился в семье потомственных художников, и по пути предков пошел не только он, но и его братья. Обладая хорошим талантом, художник писал картины на исторические темы, жанровые сцены и портреты. В своем творчестве совершил большой рывок. От радостного романтизма ранних картин он перешел к усложненному психологизму дальнейших полотен. Для той эпохи это был небывалый пример. Так Брюллов предвосхитил черты искусства, которое появилось несколько лет спустя. Тем самым живописец оказал влияние на своих современников и последователей в другие годы.
Описание и особенности картины
Картина «Последний день Помпеи» является многокомпозиционной. Описание картины можно сделать как одну единую сцену и как совокупность множества отдельных компонентов, каждый из которых является завершенным.
Цветовая палитра
Полотно освещено так, словно падающий сверху справа свет вырывает из тьмы участок площади. Освещенная линия делит картину по диагонали. На одном конце линии находятся христианский священник и мать с дочерьми, а на другом – часть неба, пламенеющего огнем и молниями. Центральная и левая часть неба представляют собой сплошную темноту. Лишь ближе к горизонту оно озарено кроваво-красным цветом.
Часть заднего и переднего плана остаются в тени. За счет такого освещения фигуры людей на переднем плане выглядят объемными в то время, как на заднем плане видны только силуэты.
Наиболее освещены центральные фигуры женщины и ребенка. Золотистый свет их словно обволакивает и пронизывает их.
На заднем плане рядом с темнотой, в которой все сливается, резко выделяется кроваво-красный цвет лавы. Огненный оттенок на заднем плане и холодный тон голубовато-зеленого на переднем создают дополнительный драматизм картины.
Сюжет картины
На картине изображены жители города Помпеи во время извержения Везувия. Художник написал улицу с площадью, в центре которой лежит упавшая с колесницы женщина. Рядом с ней сидит ребенок, наклоняющийся к матери.
Справа сыновья несут раненого отца, а рядом юноша прижимает руку матери к груди, умоляя ее подняться. За ними мужчина бережно держит девушку. Венец из цветов на голове указывает на то, что она невеста. Над ними возвышается темная стена храма с поверженными статуями. Такие же статуи падают со стены чуть поодаль, а снизу конь, вставший на дыбы, опрокидывает всадника.
Силуэты обезумевших коней и падающих с колесниц людей видны вдали. Все стараются убежать подальше от кровавой лавы, но, убегая, они оборачиваются назад. Вот торопится языческий жрец, прижимая к себе ритуальные принадлежности из храма. В стороне от него, на ступенях гробницы образовалась толпа. Среди них и девушка с кувшином на голове, и художник, несущий ящик с кистями, и люди, на которых сверху падают плиты. Часть людей выбегают из здания, навстречу им устремились люди, пытающиеся взбежать по ступеням. Все столкнулись в панике и суете. В этой кучке людей выделяется мужчина, поднимающий с пола драгоценности.
По другую сторону от ступеней находятся христианский священник с крестом на груди и мать с двумя дочерьми. Они уже никуда не бегут. Дочери взирают на мать, для них она последняя опора. Мать со смирением ожидает неизбежного. На ее лице нет смятения, чего не сказать о направляющихся в их сторону мужа и жены с двумя маленькими детьми. Прижимая к себе детей, женщина оглядывается на происходящее, а мужчина словно пытается рукой отгородиться от всего. У их ног лежит женщина в центре площади.
Театральные постановки Брюллова
Критик Александр Бенуа указывал на театральность картины Карла Брюллова. Персонажи словно бы позируют, хотя желательно было бы изобразить на лицах эмоции, более подходящие трагическому событию. Была бы паника, страх, все люди были бы перемешаны. Лица героев были бы искажены от ужаса, перепачканы пеплом, а у художника они открыты и, можно сказать, божественно прекрасны. Прекрасны даже с отчаянием в глазах.
Позы некоторых людей тоже более подходят для театральной постановки. Один мужчина красиво поддерживает девушку, кто-то театральным жестом прикрывает голову, а конь эффектно встал на дыбы, сбрасывая всадника.
Личное в Последнем дне Помпеи
Если внимательно осмотреть картину, становится заметны одинаковые лица нескольких женщин. Мать, обнимающая дочерей, женщина на земле, девушка с кувшином и особа с мужем и детьми – все они имеют черты одной дамы – графини Самойловой. Графиня Самойлова была одной из самых богатых и красивых дам России. За ней закрепилась скандальная репутация, поэтому она была вынуждена оставить родину и поселиться в Италии. Именно ее лицо написал художник.
Брюллова и Самойлову связывал роман длиной в 16 лет. Отношения, правда, были свободными, что не мешало им все же вместе посетить раскопки.
Контекст
Карл Брюллов изобразил не драму отдельных личностей, а трагедию целого народа. Наряду с этим видно противостояние вероисповеданий. От разрушительных толчков падают статуи языческого храма. Скоро и от него самого останутся только руины.
Языческий жрец пытается спастись бегством, захватив с собой религиозные атрибуты. Но на переднем плане стоит приверженец христианства. Его выдает крест на теле, а в руках он держит пастырский посох – символ функции священнослужителя. Христианин прямо и смело смотрит на приближающийся конец языческой Помпеи, кадилом в руке он будто освящает падение язычества и торжество христианства. Эпохи сменяют друг друга, и античное язычество повержено эрой христианства.
Символично выглядят центральные фигуры – лежащая на площади мать и склонившийся над ней ребенок. Смерть и жизнь соседствуют рядом, и новое сменяет прежние устои.
Где находится картина сейчас
Картина была написана в Риме, там же и выставлялась сначала. Позже ее показывали в других итальянских городах и в Париже, после чего, в 1834 году, перевезли в Россию. «Последний день Помпеи» Брюллова был куплен меценатом А. Демидовым и подарен царю Николаю I. Сначала «Последний день Помпеи» был выставлен в Эрмитаже, но затем передан в Русский музей императора Александра III. Сейчас творение Брюллова находится в Государственном Русском музее города Санкт-Петербург.
Интересные факты о картине
- Помимо графини Самойловой, на холсте изобразил также самого себя. Он предстает перед зрителем в образе художника, выносящего из дома ящик с кистями и красками.
- Шедевр Брюллова «Последний день Помпеи» упоминают в своих стихотворениях многие поэты – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ю. Боратынский и другие. Н. Гоголь посвятил картине большую статью.
- Юноша и мать, которую он уговаривает встать, в правой части картины навеяны Плиния Младшего, свидетеля катастрофы.
- Персонажи картины одеты в костюмы актеров спектакля Пачини «Последний день Помпеи». Брюллов смотрел постановку перед тем, как приступил к работе над картиной.
- Для написания картины К. Брюллов выбрал место, соответствующее Геркуланским воротам, за которыми начиналась улица Гробниц. Именно последнюю изобразил художник на холсте. Это было место усыпальниц и храмов. Живописец встал лицом к Везувию, за спиной оставив бывшие Геркуланские ворота.
- К. Брюллов изобразил землетрясение силой в 8 баллов.
Брюллов документалист
С одной стороны Брюллова критикуют за театральность, но с другой – отмечают соответствие историческим моментам. Улица, которую изобразил художник, существовала в действительности. На ней до сих пор сохранились руины храма. Живописец видел не только здания, но и останки погибших людей. Они были застигнуты смертью в разных положениях, и Брюллов взял для сюжета позы, которых люди были найдены. Например, дочери в объятиях матери или спасающийся с богатствами жрец.
Документализм Брюллова оценили не только археологи, но и сейсмологи. Они подтвердили, что именно так бы рушились здания.
Почему это шедевр
Картина Брюллова «Последний день Помпеи» не просто красива и эффектна, это еще и шедевр. Еще при первом знакомстве с полотном поражают его размеры 6,5 м × 4,5 м. Площадь холста составляет более 30 м2. Перед зрителем предстают десятки персонажей, не повторяя своих поз. На картине прорисованы мельчайшие детали, и общая композиция создает ощущение присутствия.
Каждый персонаж шедевра выражает личную историю, которую можно рассматривать отдельно. Но в совокупности они составляют единую композицию картины. Это масштабное художественное изложение исторического события.