ТОП-50 самых известных картин русских художников

ТОП-50 самых известных картин русских художников
Содержание публикации
  1. Девятый вал. Иван Айвазовский
  2. Грачи прилетели. Алексей Саврасов
  3. Радуга. Иван Айвазовский
  4. Московский дворик. Василий Поленов
  5. Березовая роща. Архип Куинджи
  6. Лунная ночь на Днепре. Архип Куинджи
  7. Утро в сосновом лесу. Иван Шишкин
  8. На севере диком. Иван Шишкин
  9. Рожь. Иван Шишкин
  10. Дача. Лев Лагорио
  11. Над вечным покоем. Исаак Левитан
  12. Золотая осень. Исаак Левитан
  13. Купание красного коня. Кузьма Петров-Водкин
  14. Над городом. Марк Шагал
  15. Явление Христа народу. Александр Иванов
  16. Демон сидящий. Михаил Врубель
  17. Царевна-Лебедь. Михаил Врубель
  18. Бурлаки на волге. Илья Репин
  19. Богатыри. Виктор Васнецов
  20. Опять двойка. Федор Решетников
  21. Бабушкин сад. Василий Поленов
  22. Неравный брак. Василий Пукирев
  23. Последний день Помпеи. Карл Брюллов
  24. Не ждали. Илья Репин
  25. Апофеоз войны. Василий Верещагин
  26. Охотники на привале. Василий Перов
  27. Иван Царевич на Сером Волке. Виктор Васнецов
  28. Дети бегущие от грозы. Константин Маковский
  29. Сватовство майора. Павел Федотов
  30. На террасе. Борис Кустодиев
  31. Ковер самолет. Виктор Васнецов
  32. Боярыня Морозова. Василий Суриков
  33. Тайная вечеря. Павел Попов
  34. Первый фрак. Владимир Маковский
  35. Неизвестная. Иван Крамской
  36. За туалетом. Зинаида Серебрякова
  37. Девочка с персиками. Валентин Серов
  38. Всадница. Карл Брюллов
  39. Аленушка. Виктор Васнецов
  40. Портрет Марии Лопухиной. Владимир Боровиковский
  41. Неутешное горе. Иван Крамской
  42. За чаем. Константин Маковский
  43. Портрет А.С. Пушкина. Орест Кипренский
  44. Портрет Е И Нелидовой. Дмитрий Левицкий
  45. Одуванчики. Исаак Левитан
  46. Черемуха в стакане. Кузьма Петров Водкин
  47. Натюрморт с вербами. Таисия Афонина
  48. Черный квадрат. Казимир Малевич
  49. Спортсмены. Казимир Малевич
  50. Троица. Андрей Рублев

Русское изобразительное искусство занимает важное место в мировой культуре. Русские художники не только воспринимали мастерство иностранных живописцев, но и сами создавали новые направления и шедевры. Картины великих художников известны во всем мире. Каждый любитель искусства знает, кто писал те или иные картины.

Ниже описаны самые известные картины русских художников.

Девятый вал. Иван Айвазовский

Девятый вал Айвазовский

Живопись Айвазовского посвящена морской тематике. Люди на картине противопоставляются мощи стихии. Самая большая волна готова обрушиться на обломки мачты. Но начинающийся рассвет и проясняющееся небо дают надежду на спасение. Теплые тона от падающего света смягчают суровость моря.

Грачи прилетели. Алексей Саврасов

Грачи прилетели Алексей Саврасов

Саврасов – мастер весеннего пейзажа и деревьев. Красота местности передана в каждой детали, но центральными фигурами являются грачи. Они суетливо кружатся вокруг гнезд на берегах, словно криком пробуждая полностью весну. Голубоватое небо смягчает тяжесть серо-коричневых строений и земли.

Радуга. Иван Айвазовский

Радуга Иван Айвазовский

Вся картина заполнена ветром с бушующими волнами. Сквозь них видны скалы и тонущий корабль. Тяжело приходится матросам, спасающимся на шлюпках. Они измучены борьбой со стихией. Но надежда не потеряна, и дарит ее не вид земли, а появление радуги. Она то видна сквозь волны, то пропадает, но люди уже окрылены будущим спасением.

Московский дворик. Василий Поленов

Московский дворик Василий Поленов

Солнечная картина показывает обыденный дворик в красивом и новом образе. Каждый житель, оказавшийся в это время на дворе, занят чем-то. Все вместе они составляют повседневную жизнь московского дома. На данный момент она сосредоточена сейчас здесь, в тихом дворе. А вокруг громоздятся другие дома, высятся церкви – там бурлит своя жизнь.

Березовая роща. Архип Куинджи

Березовая роща Архип Куинджи

Визуально картина кажется разделенной на части. Художник таким образом совместил реальный пейзаж с вымышленным, каким бы он хотел его видеть. Такая фрагментарность достигается за счет резких контрастов света и тени, течения ручья посередине. Расположение берез создает впечатление нахождения на сцене театра.

Лунная ночь на Днепре. Архип Куинджи

Лунная ночь на Днепре Архип Куинджи

Из темного пространства картины выделяются луна и освещённая ею часть реки. Некоторые фрагменты пейзажа можно угадать из-за частичного попадания света. Хаты, окна, ветряная мельница, тропинки – зритель приоткрывает завесу и дальше сам дорисовывает картину в своем воображении. В этом волшебство лунной ночи Куинджи.

Утро в сосновом лесу. Иван Шишкин

Утро в сосновом лесу Иван Шишкин

Картина стала символом русского пейзажа и детального изображения природы. Трудно найти творение, распространенное и используемое до такой степени, как «Утро в сосновом лесу». Репродукции всей картины и отдельных фрагментов, упаковки, конфеты и другие сферы применения сделали русский пейзаж легко узнаваемым. Все с детских лет знают, что написал Иван Шишкин.

На севере диком. Иван Шишкин

На севере диком Иван Шишкин

Скалы, земля, крутые склоны и ель укрыты большими пластами снега. Даже облака на темном небе похожи на небольшие сугробы. По падающему снегу сбоку угадывается луна. Создается ощущение полного безмолвия, неподвижности, нет даже малейшего ветерка. Но поникшая под снегом ель продолжает жить, хотя ее существование одиноко.

Рожь. Иван Шишкин

Рожь Иван Шишкин

Шишкин передал красоту русской природы в раздолье и просторе. Поле ржи символизирует широту и богатство Руси, высокие сосны – ее величие и мощь, высоту духа. Они напоминают русских богатырей, смотрящих во все стороны. Тропинка вьется вдаль, пропадая за колосьями. Что бы ни ждало за поворотом, все утопает в красоте родного края.

Дача. Лев Лагорио

Дача Лев Лагорио

Пейзажист Лагорио хорошо владел реалистичной манерой. Он писал этюды точными, четкими мазками, создавая эффект присутствия. Дача на данном пейзаже охватывается взглядом по всей своей территории. Аллеи, тропинки, дом, сады и река кажутся такими большими по сравнению с прогуливающейся женщиной и собачкой. Показаны масштабы природы по сравнению с человеком, хотя он изменяет ее форму по своему желанию.

Над вечным покоем. Исаак Левитан

Над вечным покоем Исаак Левитан

Покой жизни человека сравним с величием природы. Просторы неба и озера, которое похоже на разлив реки, придают картине глубину и даль. Старенькая церковь показывает, что перед такими красотами природы человек отбрасывает все мирское и задается вечными вопросами о жизни и Боге. Церковь, стоящая на краю мыса, словно устремлена в небо и озеро.

Золотая осень. Исаак Левитан

Золотая осень Исаак Левитан

Картина написана всеми оттенками желтого цвета и создает контраст с синими оттенками неба и реки. Цветовая гамма пейзажа воодушевляет и поднимает настрой. Прохлада соседствует рядом с теплом, а извилистая речка придает картине движение, вдыхает жизнь.

Стиль этого пейзажа несвойственен Левитану, но тем более картина становится уникальной.

Купание красного коня. Кузьма Петров-Водкин

Купание красного коня Кузьма Петров-Водкин

Петров-Водкин на своих холстах отражал революционную жизнь. Его картины сочетают бытовые сцены и символизм, создавая новое философское понимание. Красный конь символизировал жизнь России тех времен, когда везде гремели революции. Сценка из повседневной жизни коневодов стала изображать события в масштабе всей страны – обновление и очищение Родины

Над городом. Марк Шагал

Над городом Марк Шагал

Художник парил со своей женой Беллой над Витебском. Таков замысел картины Марка Шагала. Любящие друг друга от переизбытка чувств не чувствуют землю под ногами. Художник изобразил это в прямом смысле. Земля не имеет над ними никакой власти, они парят над ее просторами. Это полет счастья.

Явление Христа народу. Александр Иванов

Явление Христа народу Александр Иванов

Художник Иванов работал над картиной в течение 20 лет. В итоге из-под его кисти вышел настоящий шедевр. Самая знаменитая его картина впечатляла не только своими размерами (7,5 м × 5,4 м), но и деталям. Живописцу позировали десятки натурщиков. Среди персонажей на картине можно найти черты даже Гоголя и самого Иванова.

Демон сидящий. Михаил Врубель

Демон сидящий Михаил Врубель

Врубель «породил» не злобного демона, а полного скорби и страдания. Его дух величавый и отражает внутреннюю борьбу человека, который не может пока преодолеть какие-либо преграды. Эти ограничения символизируют рамы картины: полотно кажется узким и прижимающим фигуру демона. Фон из алого заката усиливает эффект страдания.

Царевна-Лебедь. Михаил Врубель

Царевна-Лебедь Михаил Врубель

Над морем спускаются сумерки, и на их фоне резко выделяется белоснежная фигура Царевны-Лебеди. Она еще не успела полностью обернуться из девушки в птицу. Словно с укором или обидой обернулась к зрителю, давая запечатлеть этот миг ухода призрачной царевны в волны моря.

Бурлаки на волге. Илья Репин

Бурлаки на волге Илья Репин

Репин не обошел стороной тяжелой труд простого народа. Художник изобразил бурлаков каждого по отдельности, но сумел передать их сплоченность. Они работают как единый организм.

На лице у каждого детально прорисованы обуревающие их чувства и глаза. Особенно реалистично передают внутренний мир глаза бурлаков.

Работники изображены на фоне волжского пейзажа. Но Репин передал его легкими и светлыми красками, чтобы все внимание было обращено на бурлаков.

Богатыри. Виктор Васнецов

Богатыри Виктор Васнецов

В. Васнецов – самый «сказочный» художник России. Богатыри могут восприниматься как олицетворение сил русского народа. В этом смысле они не отделимы от русской природы. Такое единение выразил на холсте Васнецов. Защитники стоят на широкой равнине, холмы которой ассоциируются с мускулами сильного тела богатырей. Сидя на крепких конях, они подобны могучим деревьям или высоким горам. Молодые деревца на картине могут говорит о преемственности поколений. Защита и вера в силу народа передается от предков к потомкам.

Опять двойка. Федор Решетников

Опять двойка Федор Решетников

У Решетникова несколько персонажей, и у каждого свое отношение к оценкам и учебе в общем. Не зря популярная картина была выбрана для написания школьных сочинений. При этом один и тот же человек может попеременно быть на месте каждого из героев. Даже у собаки психологи советуют поучиться безусловному принятию человека. Творение Решетникова никого не оставляет равнодушным.

Бабушкин сад. Василий Поленов

Бабушкин сад Василий Поленов

Старинный дом окружен буйно разросшимися садом. За ним уже никто не присматривает. Его тишину нарушают только приезжающие порой потомки. Тогда бабушка гуляет по саду, хранящему в своих уголках память об ее и своей молодости. Легкая грусть, поддерживаемая светлыми тонами, затрагивает зрителя.

Неравный брак. Василий Пукирев

Неравный брак Василий Пукирев

Пожилой жених твердо держит свечу, уверенный в своих правах. Молодая невеста того и гляди уронит свою. Ее рука поникла, как и ее взор и вся она сама. Пукирев показал суть неравного брака и выразил разнообразные отношения к нему. Одни смотрят с интересом, другие сердито и осуждающе.

Последний день Помпеи. Карл Брюллов

Последний день Помпеи Карл Павлович Брюллов

Шедевр Брюллова уникален по количеству и качеству прорисовки деталей. Художник воссоздал реально существовавшие улицы и здания, на раскопках которых он был во время написания картины. Но не только воспроизведение соединило прошлое с настоящим. Брюллов в качестве персонажей сделал реальных людей: многие женские лица имеют черты графини Юлии Самойловой, а художник, выносящий ящик с красками, – он сам.

Не ждали. Илья Репин

Не ждали Илья Репин

Картина Репина удивительна тем, что на ней персонажи застыли в движении. Это своего рода немая сцена, когда человек застывает в сильной реакции. В семью вернулся бывший ссыльный, и каждый член семьи проявляет свои чувства.

Художник мастерски передал их эмоции.

Апофеоз войны. Василий Верещагин

Апофеоз войны Василий Верещагин

Гора из черепов, на многих из которых следы от мечей и стрел,  – как памятник войне. Тень от нее напоминает руку, указывающую в сторону полуразрушенного города. Отовсюду слетается воронье, показывая единственные признаки жизни посреди опустошенной степи и выжженных деревьев.

Общий замысел поддерживает рама картины с посвящением всем завоевателям всех времен.

Охотники на привале. Василий Перов

Охотники на привале Василий Перов

Во время отдыха охотники всегда рассказывают друг другу байки из своего опыта. Не обходятся без преувеличений. Интересные истории у одних вызывают восхищение, а у других – недоверчивое посмеивание. Один из таких привалов изобразил В. Перов, выразив на лицах охотников все их чувства и мнения.

Иван Царевич на Сером Волке. Виктор Васнецов

Иван Царевич на Сером Волке Виктор Васнецов

Известный русский художник  В. Васнецов так воплощал на холсте сказки, что они становились живыми. Сказочными выглядят не только герои на сером волке, но и лес вокруг. Он обступает их со всех сторон, а деревья переплетают корявые ветви как руки. Среди темных силуэтов  резко выделяются Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк.

Дети бегущие от грозы. Константин Маковский

Дети бегущие от грозы Константин Маковский

К. Маковский изобразил момент, который вмещает в себя много вариантов дальнейших событий. Вот-вот должна начаться гроза, дети торопятся добраться до дома, ветер подгоняет девочку, а заодно и тучи. Природа, как и дети, полна ожиданием грозы. Все эти оттенки чувств изобразил художник на лицах детей и в красках. пейзажа.

Сватовство майора. Павел Федотов

Сватовство майора Павел Федотов

Кошка умывается – гостей зовет. Народная примета предрекла важного гостя. Вот только на лицах у хозяев смятенье и разные чувства. Можно только догадываться, почему надо удерживать невесту, объяснять что-то главе семейства и почему жених чешет затылок, ожидая разрешения войти. Художник изобразил все нюансы казалось бы обычной для тех времен сцены сватовства и браков по расчету.

На террасе. Борис Кустодиев

На террасе Борис Кустодиев

Семейная сцена является автопортретом самого Кустодиева и портретами его семьи и близких. Родные собрались в семейном кругу, но мальчик смотрит прямо на зрителя картины. Его взгляд создает ощущение присутствия рядом с ними, хоть даже и не за столом. Так художник ненавязчиво «приглашает» разделить с ним семейное чаепитие на террасе дома-дачи.

Ковер самолет. Виктор Васнецов

Ковер самолет Виктор Васнецов

Ковер Васнецова изображен так, что напоминает гигантскую птицу, подобную тем, что летят рядом. Еще одна – огненная, яркая – заперта в клетке. Это жар-птица. Иван-царевич летит с ней как будто с большим факелом, светильником. В это же время видны первые проблески зари. Все это возвещает начало не только нового дня, но и нового периода, лучших времен.

Боярыня Морозова. Василий Суриков

Боярыня Морозова Василий Суриков

Хотя центральным персонажем является боярыня, на картине можно отменить богатство типажей русского народа всех сословий и характеров. Но одежды и различия сливаются, зато явственно проступаю их лица. На них можно увидеть разные чувства: удивления, ненависть, насмешку и даже сочувствие.

Тайная вечеря. Павел Попов

Тайная вечеря Павел Попов

Чтобы писать картины на библейские сюжеты, надо с каждым разом придумывать нечто новое и особенное. Попов не просто создал новую обстановку для Тайной вечери, но и приблизил сюжет к простому российскому народу. Событие из жизни Христа стало вызывать религиозные, теплые чувства в еще большей степени.

Первый фрак. Владимир Маковский

Первый фрак Владимир Маковский

Примерка первого фрака никого не могла оставить равнодушным. Гордость примеряющего и его внимание к оценкам окружающим, интерес одних и восторг других – все отражено на лицах, в жестах и позах. И вот уже повзрослевший молодой человек снисходительно посматривает на всех. Пусть порадуются за него: радость тоже написана у них на лицах.

Неизвестная. Иван Крамской

Неизвестная Иван Крамской

Самое притягательное в незнакомке – ее таинственный, несколько печальный взгляд с чувством превосходства. Именно это и создает интригу картину, а не именно название. Уловив все эти чувства, так и хочется разгадать, кем она является или кто хотя бы был ее прототипом. Но вот уже более века Незнакомка остается верной своему наименованию: тайна известной картины не раскрыта.

За туалетом. Зинаида Серебрякова

За туалетом Зинаида Серебрякова

Утро, молодость, светлые краски – все придает картине свежесть восприятия. Улыбка молодой женщины заставляет улыбнуться в ответ.

По замыслу картина является отражением художницы в зеркале. Об этом можно догадаться по раме и второму отражению подсвечника.

Картина больше окажет влияние на зрительниц, ведь разглядывая ее, они будут видеть себя в зеркале.

Девочка с персиками. Валентин Серов

Девочка с персиками Валентин Серов

Все на картине Серова сочетается в цветовой гамме. Мягкость красок создают одинаковые ощущения через все органы чувств. Сцена настолько точно передана, что можно почувствовать не только мягкость персиков, но и теплоту света, озорной, но нежный характер девочки.

Всадница. Карл Брюллов

Всадница картина Карла Брюллова

Всадница напоминает монументы великим полководцам и правителям. Только здесь можно считать, что это пьедестал для красоты и молодости. Такое впечатление усиливает неподвижность девушки на вставшем на дыбы коне.

В противовес девушке очень оживленное лицо изображено у девочки, выбежавшей на балкон. Прибежала собака к ее ногам, бегает другая, но только фигура молодой женщины полна достоинства – монумент красоте.

Аленушка. Виктор Васнецов

Аленушка Виктор Васнецов

Картина одиночества и тоски. Они выражены в скорбящей позе Аленушки, в ее взгляде, направленном на водную гладь, но на самом деле углубленном в собственные мысли. Природа подчеркивает одиночество девушки. Камень отделен от других, деревья обступили со всех сторон, вокруг словно ни души.

Полная тоски и печали Аленушка вызывает сострадание.

Портрет Марии Лопухиной. Владимир Боровиковский

Портрет Марии Лопухиной Владимир Боровиковский

Пейзаж, на фоне которого изображена красивая девушка, дополняет ее образ. Она гармонично слилась со стволами берез, колосьями и цветами васильков. Сочетание подчеркивается белым платьем, которое подобно березам, склоненной, как колосья, телом и васильковым поясом. Нежный облик девушки и такой пейзаж придают картине поэтичность, открывают глубину чувств.

Неутешное горе. Иван Крамской

Неутешное горе Иван Крамской

Застывшая фигура женщины в траурном платье. Все слезы выплакан, остается немое отчаяние, которое не может выкрикнуть всю боль. Крамской выразил горе матери не только чувствами на лице, но и передал их через ее жесты, позу.

За чаем. Константин Маковский

За чаем Константин Маковский

Героиня Маковского наслаждается чаепитием. Не каждый мог позволить себе чай в то время, о хорошем состоянии говорит и наряд. Но удовольствие доставляет не понимание своей важности, а именно чайный напиток. Художник передал всю полноту довольства на лице девушки, а в ее позе – движение.

Портрет А.С. Пушкина. Орест Кипренский

 

Портрет А.С. Пушкина - Орест Кипренский

Пушкин Кипренского сравнивается с Байроном – шотландским романтическим кумиром. Об этом говорит накинутый на плечо клетчатый плед – шотландской расцветки.

Цветовая гамма портрета и окружающей обстановки выдержана в одних пределах. Портрет вышел серьезным, строгим и торжественным. Здесь нет даже намека на живость черт, свойственное поэту. Но получившийся образ верно передает тот воображаемый идеал, который часто создают в своем сердце поклонники великого поэта и писателя.

Портрет Е И Нелидовой. Дмитрий Левицкий

Портрет Е И Нелидовой Дмитрий Левицкий

Мастерство Левицкого сочетает удовлетворение требований заказчиков и честную передачу характера персонажа. Красивая и грациозная женщина полуобернулась в танцевальном движении. Она облачена а театральный костюм и будто танцует на сцене, но изображена на фоне пейзажа. Так художник намекает на ее естественную утонченность, а не как дань привычкам благородных дам того времени.

Одуванчики. Исаак Левитан

Одуванчики Исаак Левитан

И. Левитан решил нарисовать одуванчики всех «возрастов». Одни еще не раскрыли бутоны, другие вовсю желтеют, а третьи готовы сами взлететь вслед за семянками.

Нежные цветочки помещены в глиняный горшок. Такой сосуд подчеркивает их простоту и приближает к земле.

Черемуха в стакане. Кузьма Петров Водкин

Черемуха в стакане Кузьма Петров Водкин

Цветовая гамма на картине подобрана с контрастом. Прозрачный стакан резко сменяется яркой книжкой, чтобы затем погрузиться в насыщенный синий. Веточка черемухи «оживляет» все предметы вокруг. Искусство художника действительно стало живым, как о том и говорит название книги на картине

Натюрморт с вербами. Таисия Афонина

Натюрморт с вербами Таисия Афонина

Белые пушки верб органично вписались в светлый, утренний натюрморт. Хрустальная ваза подчеркивает хрупкость весеннего ощущения и делает натюрморт светлее. Преобладание света и красота вербы напоминают о приближающемся православном празднике.

Но натюрморт не вызывает ощущения постановки. Случайно увиденный вербный букет в светлой обстановке тоже вызовет радость от предстоящих празднеств.

Черный квадрат. Казимир Малевич

 

Черный квадрат Казимир Малевич

Одна из самых спорных и загадочных картин в русском искусстве. Эпатаж или глубокий смысл – что бы ни вложил художник в свое творение, но внимание квадрат привлекает всегда. Одновременно получается, что самая известная картина Малевича может содержать несколько или один смысл, а может быть вообще идейно и по смыслу пустым.

Спортсмены. Казимир Малевич

Спортсмены Казимир Малевич

Спортсмены Малевича похожи по фигурам, но неповторимы по цветовому оформлению. Они словно собраны из геометрических фигур и являются вариациями одного и того же «спортсмена». Таким способом автор хотел визуально выразить сущность супрематизма – направления, созданного им самим. Суть состояла в том, чтобы оборвать связь с физическим миром и перейти в качественно новое состояние.

Обрыв с обычным миром и смыслом у Малевича получался хорошо. Именно поэтому его знаменитые картины вызывают так много вопросов.

Троица. Андрей Рублев

Троица Андрей Рублев

Творение А. Рублева – произведение искусства, ставшее иконой. Явление Троицы передано в неподвижных фигурах, как и на всех иконах. Ангелы сидят так, что замыкают свое расположение в кольцо, очерчивая избранный круг и символизируя вечность. Центром композиции является жертвенная чаша.

По всеобщему мнению, рублевское представление явления Троицы наиболее полно передает библейский сюжет.

Известные картины русских художников могут быть знакомы всем со школьных лет. Но каждый раз новый взгляд на них в разное время может приоткрыть не замечаемые ранее детали. Русское искусство – это не такие произведения, которые можно отставить в сторону, рассмотрев их раз.

Рейтинг
( 6 оценок, среднее 2.83 из 5 )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: