Три медведя утром в сосновом бору: описание картины Шишкина Ивана в лесу

Шишкин Иван Иванович Утро в сосновом лесу

Картина русского живописца И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» известна всем, даже тем, кто не знает ни кто ее написал, ни правильного названия. Став для всех привычной, она тем не менее может удивить. Широкая известность еще больше подчеркивает малоизвестные факты и секреты, связанные с историей картины.

История создания

Картина «Утро в сосновом лесу» написана в 1889 году русским живописцем И. Шишкиным.

Лес, изображенный на холсте, находится на острове Городомля, на острове Селигер, в Тверской области. По первоначальному замыслу, в бору должна быть запечатлена сцена с зайцами. Но они не соответствовали фону с величественными соснами. Написать медведей, которые гармонично вписались в пейзаж, предложил живописец К. Савицкий.

Савицкий – помощник или соавтор?

Константин Савицкий был другом Ивана Шишкина, и оба живописца участвовали в создании картины. Эскизы картины полностью выполнил сам Шишкин. Но на холсте медведи принадлежат кисти Савицкого.

Эскиз картины Шишкина Утро в сосновом лесу

После создания картины под нею подписались оба художника. Но П. М. Третьяков, в чьей галерее должно было выставляться полотно, затер скипидаром фамилию Савицкого. По его мнению, это умаляло ценность картины, поэтому только Шишкин указан как автор. Тем не менее живописец Савицкий получил четвертую долю от суммы продажи.

Но и без Третьякова у художников-друзей уже возникли трения. Савицкий считал центральным сюжетом именно медведей, а сосновый бор лишь фоном для них. Поэтому он был недоволен выделенной для него четвертью гонорара. Шишкин полагал главным на холсте именно лес, поэтому настаивал на своем. Точные детали обсуждений неизвестны, но то, что после создания совместной картины они перестали общаться, это установленный факт.

Константина Савицкого можно считать соавтором, вне зависимости от мнений, что считать главным элементом картины.

Другие названия картины

Первоначальное название картины было «Медвежье семейство в лесу». Позже ее переименовали в «Утро в сосновом лесу», хотя встречается и другой вариант – «Утро в сосновом бору». В массовой культуре картина часто упоминается как «Три медведя», а в кинофильме «Карнавальная ночь» ее упоминают как «Медведи на отдыхе»

Каким был художник Иван Иванович Шишкин

Живописец Иван Иванович Шишкин выработал собственный стиль живописи. Его картины прославили художника как мастера пейзажа. Живописец глубоко ощущал природу, искусно передавая ее реальную красоту. Он писал только с натуры, поэтому не преувеличивал и не приукрашал то, что изображал. Шишкин стремился детально изобразить то, что находилось перед ним.

Любовь к природе Иван Шишкин чувствовал с детства. Родившись в семье торговца, он не пошел по родительским стопам, даже бросил учебу в гимназии. Способности юноши к рисованию были вовремя замечены, и Шишкин поступил в училище живописи, а после и в Академию художеств, где получил звание академика.

С самого начала своего творческого пути Шишкин писал преимущественно пейзажи. При этом на его картинах природы не было людей и даже животных. За мастерство создания пейзажей художника называли «мастером леса». Реже Шишкин писал портреты и натюрморты.

Описание и особенности картины

шишкин утро в сосновом лесу

Название картины: «Утро в сосновом лесу».

Автор: Иван Иванович Шишкин (1832-1898).

Год написания: 1889 г.

Размер: 139 х 213 см.

Стиль: Реализм.

Жанр: Пейзаж.

Техника: Масляная живопись.

Материал: Холст.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Композиция картины сочетает семейство медведей и окружающий их сосновый лес. Особенности описания картины «Утро в сосновом лесу» выражают контрасты: сумрак, полутени леса и золотистый свет солнца, сломанное дерево и уходящие ввысь мощные сосны. Даже сами медведи предстают с неожиданной стороны: все привыкли их видеть грозными, а здесь они мило гуляют.

Цветовая палитра

По используемым живописцем тонам и оттенкам можно составить описание утра в сосновом лесу. Первые лучи солнца проникают сквозь ветви и освещают все золотистым светом. Мягкий свет словно разлит по всей картине. С помощью зеленых, голубоватых и ярко-желтых тонов художник передает пробуждение природы.

Голубоватым тоном передана влажная дымка, поднимающаяся из оврага. Полупрозрачная завеса изображена так, что можно судить о глубине оврага. Туманом окутаны сосны на заднем плане. Светлые, расплывчатые тона дают ощущение утренней свежести и прохлады.

На картине больше темноватых, темно-зеленых тонов, особенно в левой половине переднего плана. Оттенки зеленого цвета помогают понять, старое или молодое дерево находится перед зрителем, густо или разреженно растут сосны в бору. Чем ближе деревья к переднему плану, тем больше в изображении их использовано зеленого цвета и тем детальнее они прорисованы. На заднем плане сосны покрыты позолотой солнечных лучей или растворяются в белесой дымке. Оттенки тумана изменяются снизу наверх.

Приглушенный свет на всей картине дает ощущение мягкости и спокойствия.

Сюжет картины

На картине изображен сосновый бор на рассвете. В одном из глухих уголков леса лежит поваленная бурей сосна, возле которой резвятся медвежата. Двое из них забрались на сломанное дерево, третий стоит на другом обломке сосны, а снизу находится медведица. Животные застыли в движениях: медвежата играют, взбираясь на деревья, а мать зорко следит за ними.

Третий медвежонок, стоящий отдельно, больше двух других. Это пестун – медвежонок, родившийся в предыдущие года и оставленный матерью при себе. Он более самостоятельный и может даже помогать матери в воспитании малышей. Поэтому медведица уделяет внимание именно тем медвежатам, которые забрались на наклонившийся остаток ствола сосны.

мишки в сосновом бору

Медведица с тремя медвежатами занимают центральное место на картине, а со всех сторон их окружает сосновый бор. Крепкие стволы и хвоя деревьев изображены так подробно, что создается ощущение реального пребывания в лесу.

Сосна, на которой играют медвежата, сломана надвое. Одна часть полувыворочена из земли, застыв наклоненной. Другая половина лежит на земле. Это старая сосна, и она была сломлена под сильным ветром. Ее изображение дополняет впечатление от созерцания глухого уголка природы.

Верхушки сосен срезаны верхним краем холста. Такой прием создает эффект величавости и большой высоты деревьев. Кроме медведей, не видно других зверей. Кроны деревьев не шелохнутся, спокойная прогулка медвежьего семейства не нарушается ничем.

Контекст

До творчества И. Шишкина пейзажи были популярны. Сам художник начинал использовать приемы Дюссельдорфской школы, изучая различные направления живописи в Европе. Так Шишкин в своих пейзажах уделял большое внимание деталям и стремился к реалистической передаче. Но впоследствии он выработал индивидуальную манеру создания картин.

К моменту написания картины «Утро в сосновом лесу» И. Шишкин уже состоялся как пейзажист. Мастерство живописца стало воплощать именно русские пейзажи. Живописец  сумел передать то, что можно определить как русский дух.

Природа России глазами Шишкина необъятна. Красоту и ее величие невозможно передать полностью. Она расширяется за границы холста, как сосны утром в шишкином лесу выходят за раму картины.

Где находится картина сейчас

Полотно находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С самого момента написания картина Шишкина была приобретена меценатом П. Третьяковым для своей коллекции, где находилась всегда.

утро в сосновом лесу картина шишкина

Интересные факты о картине

Существует первый вариант «Утра в сосновом лесу». Под названием «Туман в сосновом лесу» он находится в коллекции любителя искусства из Польши. Начальная версия вдохновила Шишкина на дальнейшую работу, так как было решено внести некоторые изменения. На холсте сначала были изображены два медведя. Но чтобы максимально передать впечатление игры животных, решено было добавить еще двух животных.

Мнения критиков

  1. И. Шишкин был известен как мастер изображения пейзажей без людей и животных. Именно это его мастерство подчеркивали критики, оценивая картину «Утро в сосновом лесу». В 1894 году прозаик-публицист В. Михеев назвал живописца знатоком леса. Фигуры медведей, по его мнению, портят общую композицию картины. Кроме того, медведи были оценены как неудачно изображенные.
  2. П. Третьяков, приобретя картину, также считал, что ее ценность заключена в изображении лесной природы, а не в сюжете с медведями.

Некоторые критики указывали на несоответствие размах картины с жанровым изображением сценки. Размер холста выводит картину за рамки станковой живописи, сближая ее с живописным панно. Это нарушает значительность произведения.

Реклама, конфеты, мишки и Шишкин

Пейзаж «Утро в сосновом лесу» не раз вдохновлял предприимчивых людей на использование сюжета картины.

В начале ХХ века Юлиус Гейс, руководитель кондитерского производства, договорился с П. Третьяковым об использовании репродукций картин на упаковках продукции. Его «Товарищество Эйнем» использовало сюжет картины, написанной Шишкиным, на обертке шоколадной конфеты.

В 1913 году художник М. Андреев дополнил картинку еловыми веточками и звездочками. Производство вкусных конфет не останавливалось, несмотря на все переломные моменты последующих лет. После войн и революций компания Гейса стала фабрикой «Красный Октябрь». Производство конфет «Мишка косолапый» сохранилось, а цена на них стала высокой. В связи с этим В. Маяковский написал своеобразную рекламу: «Если хочешь кушать “Мишку”, заведи себе сберкнижку».

Конфеты Мишка косолапый

Конфету стали упрощенно называть «Три медведя», поскольку четвертое животное с репродукции на фантике не поместилось. Вслед за сладостями такое же название получили копии картины Шишкина, несмотря на то, что явственно виделись четыре лесных обитателя. Копии картин стали очень популярны, а ее описание стало темой сочинений. Но широкое распространение несколько испортило восприятие произведения. «Утро в сосновом лесу» стали воспринимать поверхностно, не стараясь почувствовать восхищение художника величием природы.

Фамилия Шишкина и лес стали прочно ассоциироваться вместе. Это находит отражение, например, в названии детской телепередачи «Утро в Шишкином лесу».

Видео Иван Шишкин Утро в сосновом лесу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: