- «Великий мастурбатор», 1929
- «Постоянство памяти», 1931
- «Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны)», 1936
- «Жираф в огне», 1937
- «Метаморфозы Нарцисса», 1937
- «Лебеди, отражающиеся в слонах», 1937
- «Сон» («Спящий»), 1937
- «Вечерний паук сулит надежду», 1940
- «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944
- «Искушение святого Антония», 1946
- «Портрет Пабло Пикассо в XXI веке», 1947
- «Галатея сфер», 1952
- «Христос Иоанна Креста», 1952
- «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954
- «Дезинтеграция постоянства памяти», 1954
- «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934
- «Лицо войны», 1940
- «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938
- «Три Сфинкса острова Бикини», 1947
- «Расплавленные часы», 1954
- «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945
- «Рождение жидких желаний», 1931-1932
- «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929
- Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 г
- «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943
- Биография
- Детство
- Юность
- Молодые годы
- Разрыв с сюрреалистами
- Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
- Жизнь в США
- Зрелые и пожилые годы
- Последние годы
- Творчество
- Натюрморт
- Автопортреты
- Автопортрет с рафаэлевской шеей
- С жареным беконом
- Автопортрет с Юманите Сальвадор Дали
- Портреты
- Кино
- Пейзажи
- Диалог с прошлым
- Нереальный реализм
- Свобода интерпретаций
- Образы Галы
- Религиозные темы
- Поздний стиль
- Театр
- Кинематограф
- Дизайн
- Скульптуры
- Телефон-лобстер (краб)
- Сидячий Дон Кихот
- Диван в виде губ
- Гала в окне
- Gala Gradiva
- Perseo
- Женская фигура (Бакинский музей современного искусства)
- Лошадь со всадником спотыкаясь
- Космический слон
- В тюрьме
- Образ в кино
- Библиография
- Сюрреализм Сальвадор Дали Картины Salvador Dali
Сальвадор Дали – известный испанский художник, также прославившийся в других сферах искусства. Его жизнь была под стать творчеству: такая же эпатажная и насыщенная. Он один из тех деятелей, у которых интересны не только их творения, но и биография.
Ниже описаны самые известные картины экстравагантного художника.
«Великий мастурбатор», 1929
Творение создано под впечатлениями от иллюстрации гениталий, пораженных венерическими заболеваниями. Увиденное одновременно шокировало и привлекало художника. Теперь ту же функцию выполняет «Великий мастурбатор».
«Постоянство памяти», 1931
Плавящийся сыр непостоянен, но он остался в памяти художника. Дали нашел ему место на незаконченной картине мыса Креус. Превратив кусочки сыра в часы, сюрреалист убил двух зайцев сразу. Незавершенная картина нашла свое продолжение, а постоянство памяти – воплощение.
«Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны)», 1936
Еще одна «мягкая» картина Дали. Композиция из конструкции рук и ног и вареной фасоли представляет кошмар грядущей войны. Руки-ноги, гримаса ужаса – все это лепит война. Мягкая конструкция с вареными бобами нависает над низким горизонтом, сильнее пригибая дух к земле.
«Жираф в огне», 1937
Горящий, но спокойно стоящий жираф практически затмился фигурой женщины с выдвигающимися ящиками, костылями и особыми конструкциями. Дали ассоциировал ее с психоанализом, который и не то еще раскрывает в человеке. Смирный жираф олицетворяет предчувствие гражданской войны.
«Метаморфозы Нарцисса», 1937
Сальвадор Дали понимал психоанализ по-своему, создавая полотна параноико-критическим методом. Серая композиция Нарцисса мнит себя золотистым и по-другому оценивает окружение. Является ли эта метаморфоза заблуждением или идеей, скрашивающей серость бытия, как цветок, что растет из «головы» Нарцисса?
«Лебеди, отражающиеся в слонах», 1937
Сюрреализм Дали часто строился на двойных образах. На первый взгляд, фигуры слонов кажутся игрой воображения из теней птиц и деревьев в озере. Но если перевернуть картину, то лебеди и стволы, в свою очередь, будут выглядеть отражающимися в глади того, что было небом. Реальность и видимость неотличимы словно во сне.
«Сон» («Спящий»), 1937
Дали пытался проникнуть в природу сна, и выражал свое понимание в картинах. Спящий даже во сне опирается на материальные связи: их символизируют костыли. Вокруг призрачная атмосфера и отдельные объекты без связи друг с другом и без логики, как лодка в пустыне. Голова во сне все больше склоняется вниз.
«Вечерний паук сулит надежду», 1940
Многие объекты на картинах Дали куда-нибудь склоняются или стекают. На данном полотне это делает образ самого художника. Он, словно паук, повис на ветвях, а все объекты вокруг символизируют реалии войны. Но есть надежда, хоть образы то без глаз, то с одним крылом, то больше не звучат.
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944
Картина как звуки из реальности создают сон. Жужжание пчелы становится рыком и пробуждением от укола острием. Любая мелочь раздувается до небывалых размеров. Гранат безобиден? Только не у Дали. Он – источник всех ужасов, и к нему движется слон на тонких ногах. Вещи, кажущиеся солидными, имеют хрупкую опору, стоит лишь проснуться.
«Искушение святого Антония», 1946
Слоны на тонких ногах часто появляются у Дали. В видении «Искушении святого Антония» вместе с ними идет еще подобный конь. Перед символами пороков человек, даже святой, открыт, остается лишь защита крестом. Без помпезности, просто из палочек – Дали предпочитал естественность.
«Портрет Пабло Пикассо в XXI веке», 1947
Портрет сюрреалиста должен быть под стать его картинам. Камень, гвоздика, мандолина, жасмин – Дали определил их как символы жестокого, высокомерного, но сентиментального императора. Художник выделил видимому ему качества в настоящем, хоть и отнес портрет к далекому будущему.
«Галатея сфер», 1952
В свое время Дали интересовался ядерной физикой, показывающей все объекты как атомы, которые не соприкасаются друг с другом. Таким взглядом художник посмотрел на свою жену и разложил ее образ на частицы. В отличие от ядерного взрыва, он сделал это на холсте. Сферы исходят из единого центра и движутся вокруг него.
«Христос Иоанна Креста», 1952
Из ядра атома Дали выудил метафизическую картину. Христос предстал центром Вселенной, крест – связью со всеми частями мира. Внизу – рыбаки, ставшие «ловцами душ человеческих», а сверху – сам Христос, соединяющий земное существование и небесную энергию.
«Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954
Религиозность и нравственность Дали мог сочетать с открытым плотским интересом. Его дева невинна, но таит скрытую сексуальность, которая символизируется рогами. Они не только замещают формы невинной девушки, но и господствуют над ее головой. Содомский соблазн проникает в мысли.
«Дезинтеграция постоянства памяти», 1954
Постоянство памяти поставлено под сомнение. Все элементы картины разобщены, практически до распада. Только распадается все на атомы, а на нечто вроде «кирпичиков мироздания».
«Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934
Ноги Вермера столь же длинны, как и название картины. Фламандский художник XVII века восхищал Дали. Но сюрреалист не рассматривает мастера как все. Через призму своего видения он словно оригинально постиг дух живописца.
«Лицо войны», 1940
Образ войны, который во множестве воспроизводит себя. Он выражает войну и видит ее же. Создание черепов можно продолжить до бесконечности. Картина написана Дали под впечатлением от Гражданской войны в Испании в 1936-39.
«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938
Контуры реального пейзажа могут создать картину, которую продолжит фантазия сюрреалиста. Изменения, происходящие с фрагментами картины, воплощают скрытые качества объектов. Фантастическая живопись Дали создает своеобразный «пикник».
«Три Сфинкса острова Бикини», 1947
Атолл Бикини у Дали ассоциируется с войной. Схожая форма трех объектов картины говорит о взаимосвязи человека, разрушения природы и ядерными испытаниями. Они как Сфинксы задают вопросы, которые человек обязательно должен решить.
«Расплавленные часы», 1954
Часы у Дали не могут быть твердым, ведь время текуче. На картине оно еще и эфемерно. Оно исчезает, а все остальное во временном процессе разрушается. Скоро часы покажут 12, символизм Дали завершит цикл.
«Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945
Одна из картин Дали, объединяющих классическую живопись и сюрреалистическую фантазию. Гала реальна в отличие от сальвадоровского представления о ней. Женщина становится бесплотной и представляет собой сочетание разных элементов.
«Рождение жидких желаний», 1931-1932
Фигуры мужчины и женщины символизируют отца и мать художника. В середине возникает гротескный образ гермафродита. Дали играл с подсознательными образами, выстраивая из них новые интерпретации. Вариации также изменчивы, как и объекты на его картинах.
«Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929
Дали остался без матери в 17 лет, свои воспоминания о ней он рассматривал в духе психоанализа. Они искажены, как и тело на картине, испещрены временем, через которое проглядывают детские впечатления. Это еще одна картина, в которой понятие желания связано с образом матери.
Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 г
Данная работа выполнялась на заказ от Элены Рубинштейн. Работа представляет собой соединение элементов классической мифологии с сюрреалистической фантазией. Общий смысл выражает четкие контуры мира земного и облачное воображение мира небесного.
«Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943
По словам Дали, география переходит в историю, определяя ее ход. В картине физический мир объединяется с религией, и все претерпевает изменения. Как рождение нового человека, ход мировой истории должен породить нечто новое и великое.
Биография
Жизнь Сальвадора Дали была полна эпатажа не меньше, чем его творчество. Многогранность проявлений.
Детство
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе испанской провинции Жирона. Глава семьи был зажиточным нотариусом. У Сальвадора еще была сестра, а брат умер от менингита.
Сальвадор был драчливым и неуправляемым ребенком, всегда стремящимся выделиться и манипулировать. При этом он отличался сообразительностью и ранним проявлением талантов. В 14 лет Сальвадор уже мог похвастаться персональной выставкой своих работ. Спустя несколько десятилетий именно это здание стало театром-музеем Дали, где он был погребен.
Юность
В 17 лет Дали поступил в Королевскую академию художеств. Обучение было полно воодушевления, и преподаватели очень высоко ценили работы юного художника.
В 1921 году Дали решил поступил в Академию Сан-Фернандо. Экзаменационная работа понравилась преподавателям, но они потребовали рисунок большего размера через 3 дня. Молодой эксцентрик даже и не думал идти на поводу у общих стандартов и принес работу еще меньше первоначальной. Талант превысил недовольство самовольством, и Дали приняли в академию.
Молодые годы
Через 5 лет Дали все же был выгнан их Академии за дерзость и недостойное поведение с преподавателями.
Это время было полно невероятной фантазией и оригинальным поведением. В том же 1926 году Дали познакомился с женой своего друга-поэта Поля Элюара. Ее называли Галой, настоящее имя – Елена Ивановна Дьяконова, она осталась в Европе после лечения в швейцарском санатории. Художник сближается с Галой, фактически уводя ее от мужа, а с 1934 года они начинают совместно жить.
Это был не только любовный союз, но и творческий также. Гала отличалась предприимчивым характером, поэтому взяла на себя все организационные и финансовые вопросы.
Разрыв с сюрреалистами
В 1929 году Дали примыкает к группе сюрреалистов во главе с Андре Бретоном. В 1936 году он расстается с ними по политическим убеждениям после начала гражданской войны в Испании. Хотя Сальвадор высказывал монархические взгляды, их считали настолько несерьезными, что можно назвать Дали полностью аполитичным.
Утверждая свою независимую позицию, Дали провозглашает: «Сюрреализм – это я». Масло в огонь ссоры добавила картина «Загадка Вильгельма Телля». Сальвадор изобразил швейцарского народного героя в образе Ленина с чрезмерно увеличенными ягодицами. Художник выставил Телля как жестокого отца, который хочет уничтожить своего ребенка. Но сюрреалисты были настроены в коммунистическом духе, поэтому считали Ленина как идейного отца. Картину, которая была воспринята как карикатура на вождя пролетариата, даже пытались уничтожить.
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
Разорвав с сюрреалистами, Дали начинает интересоваться другими течениями искусства. Посетив Италию в 1937 году, он восторгался творениями Ренессанса. Восхищение повлияло на его работы: в них начинают появляться соответствия академическим канонам. Но при этом художник продолжает воплощать свои фантастические сюжеты.
Жизнь в США
С началом Второй мировой войны чета Сальвадора и Галы уезжает в США, где остаются до 1948 года. В этот период Дали пишет книги, занимается дизайном и декорациями, становится фоторепортером и ювелиром и даже предлагает Уолту Диснею проект сюрреалистического мультфильма.
Зрелые и пожилые годы
После возвращения в Европу Дали обосновался в Испании, иногда приезжая в Париж. В этот период он работал в кинематографе, занимается коммерческими проектами по рекламам и продолжает писать картины. Под влиянием Галы художник брался за разработки моделей костюмов и товарных брендов.
Последние годы
В 1981 году у Дали стали появляться признаки болезни Паркинсона. Смерть Галы в следующем году еще больше подорвала состояние художника. Писать картины становилось все труднее, объекты упрощались, а в сюжетах преобладал мотив скорби.
Отягченный болезнью характер Дали стал еще более невыносимым. Он кидал в медсестер все, что попадалось под руку, кричал и кусался.
В 1989 году 23 января сердечный приступ оборвал жизнь Сальвадора Дали. Еще ранее художник завещал похоронить себя так, что бы по могиле могли ходить люди. Его погребли в полу одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
Творчество
Творчество Сальвадора Дали богато разнообразными направлениями всех сфер искусства. Он любил экспериментировать и не только осваивать новые направления, но и переделывать их по-своему.
Натюрморт
Натюрморты, написанные в ранние годы, исполнены в классической манере. Многие из них являются подражанием мастерам XVII века Диего Веласкесу и Франциско Сурбарану.
В дальнейшем происходит изменение всех шаблонов.
В натюрмортах Дали еда намекает на красоту и сексуальный подтекст. Изображаемые предметы также теряют свои обычные свойства. В «Живом натюрморте» они летают над столом. Бутылка, стаканы, ножи – все словно готово тоже взмыть вверх. Классические натюрморты потеряли свою неподвижность.
Одним из излюбленных продуктов на картинах Дали – хлеб. Хлеб появляется в разнообразных вариантах. От классического изображения на ранних работах до фаллического символа в дальнейшем. Основу жизни, которую олицетворял хлеб, сюрреалист интерпретировал по-своему.
Автопортреты
Автопортреты художника, как и его реальная внешность, создавали неповторимый образ. Основа была разнообразной: автопортреты были то «с жареным беконом», то «с рафаэловской шеей».
Картины использовались как самореклама, в них вписывались реальные, всем известные черты художника. Например, «Мягкий автопортрет с жареным беконом» имеет знаменитые тонкие и длинные усы Дали.
Другие автопортреты могут лишь отдаленно напоминать того, кто на них изображен.
Автопортрет с рафаэлевской шеей
С жареным беконом
Автопортрет с Юманите Сальвадор Дали
Портреты
Художник писал портреты в течение всей своей творческой жизни. Он начал с портретов своих родных и друзей, затем продолжил работать по заказам.
Люди на полотнах Дали появлялись в разной обстановке. На одних полотнах он не стремился к детальному изображению. В таком случае он выхватывал общие черты и концентрировался на одном каком-либо особом качестве человека. В «Портрете Бунюэля» его друг и сподвижник Луис предстает воплощением серьезности, его лицо в полной мере отражает это качество.
Часто модели изображались на фоне пустынных пейзажей или элементов картин, используемых на других полотнах. Были схожие принципы размещения объектов. На «Портрете мадам Риз» и «Портрете миссис Джек Уорнер» обе модели смещены в левую половину холста, а на фоне представлен пустынный пейзаж.
Только у мадам Риз он в вечернем освещении, а у миссис Уорнер – в светлых, зеленоватых тонах.
Каждая деталь должна была выражать особенность модели: характер, общественное положение и др.
Кино
Общаясь с режиссером Луисом Бунюэлем, Дали помогал ему в создании фильма «Андалузский пес». Кинокартина содержала в себе сюрреалистические моменты, построенные по принципу свободных ассоциаций. Кадры, предложенные Сальвадором, стали самыми впечатляющими: глаз, разрезаемый лезвием бритвы, рука, облепленная муравьями, и др.
Как декоратор Дали сотрудничал также с Альфредом Хичкоком над фильмом «Завороженный». Но в итоге подготовленная им сцена сна вошла в сокращенном варианте.
Пейзажи
Одной из самых ранних работ Дали был пейзаж, нарисованный им в 6 лет. Вместо холста и бумаги была почтовая открытка, на обратной стороне которой сохранился один из первых пейзажей.
В раннем творчестве было несколько классических пейзажей. Позже Дали отошел от канонов и стал умело сочетать реальность с фантазией. Так в «Горном озере» присутствует испанский ландшафт и телефон, символизирующий переговоры и Мюнхенское соглашение того же года.
Диалог с прошлым
Сальвадор Дали нередко обращался к живописцам прошлых столетий. Но он не просто подражал мастерам, он вступал с ними в диалог, пусть порой даже пародийный. Так было с картиной «Анджелюс» французского художника ХIX века Жана Франсуа Милле. В карикатурном полотне Дали «Гала и Анджелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы» религиозный подтекст переделан в эротический.
Нереальный реализм
Каждый раз Дали выбирал свои сюжеты сюрреализма, но с четкостью реализма выписывал все детали. Столкновение необычного с реальными деталями создает эмоциональное напряжение у зрителя. Художник называл свои картины рукописными фотографиями сновидений, а собственный метод – параноидально-критическим. Это означает работу в состоянии транса под влиянием освобожденного подсознания.
Свобода интерпретаций
Многие картины Дали основаны на его фантазиях и снах. Но это не исключает обдумывание каждой детали в процессе написания. Он, как и все художники, делал наброски. В нескольких вариантах для каждой создавал разные интерпретации задуманного.
Образы Галы
Наиболее часто встречающийся образ человека в картинах Дали – его жена Гала. Она встречается в реалистичных портретах, участвует в религиозных сюжетах и полуабстрактных композициях, например, в «Галатее сфер», «Апофеозе доллара». Неслучайно совпадение образа Галы и темы финансов. Жесткая энергетика жены позволяла хватко и умело вести финансовые дела.
Галу на картинах можно видеть со всех ракурсов и даже на тех холстах, на которых о ее присутствии можно узнать только из названия.
Религиозные темы
Испанский сюрреалист в среднем возрасте – атеист, сменивший свои убеждения на католическую веру. С 1949 года в творчестве появляется религиозная тематика. Но публика неоднозначно относилась к таким картинам, как «Распятие», «Тайная вечеря» или другие. Одни считали их честными и великими, а другие – вульгарным проявлением нездорового эротизма. Как бы то ни было, но шокировать зрителей Дали все же удалось.
Поздний стиль
В позднее творчество вплетается абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Вместе с этим Дали продолжает поднимать в картинах то темы секса, то религии. В любой тематике художник пересматривал традиционные темы и образы в совершенно новом ключе. Многие критики считали это отрывом от классического сюрреализма. Но стиль Дали, наоборот, углубляет и раскрывает потенциал сюрреалистического понимания.
Театр
Иногда Дали писал либретто и помогал в оформлении балетов. Его услугами пользовалась труппа Русский балет Монте-Карло в постановках «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера в 1939 году, «Лабиринт» на музыку Ф. Шуберта в 1941, «Безумный Тристан» на музыку Р. Вагнера в 1944 г.
Данные постановки поразили публику и даже вызвали шквал негодования. Но чем громче был шум, тем выше росла популярность экстравагантного испанца.
Кинематограф
В свой американский период жизни Дали предлагал мульпликационный проект Уолту Диснею. Работа называлась «Destino» («Судьба»). Вскоре она была признана коммерчески невыгодной, поэтому проект остановили. Задумка сюрреалиста все-таки была исполнена, но уже без ее участия. В 2003 году «Destino» вышел на экраны.
Ряд проектов Дали также остался нереализованными. Среди них были сценарии кинофильмов, которые просто были опубликованы.
Дизайн
Сальвадор Дали как дизайнер сделал уникальной упаковку карамели Энрике Берната. Это знаменитый «Чупа-Чупс». Изначально художник изобразил эмблему в виде ромашки. Сейчас она известна в несколько ином виде.
В промышленном дизайне Дали выпустил серию из нескольких сотен посуды Suomi.
Также он создал ювелирную коллекцию из 37 украшений. Самые поразительные – «Королевское сердце», «Чувственные губы», «Глаз времени» и «Космический слон».
Скульптуры
Сюрреализмом становилось все, чего касался Сальвадор Дали. Скульптуры он начал создавать с 1930-ых гг. Самыми известными были Телефон-лобстер (краб) и Диван в виде губ.
В своем доме в Порт Лигат он изваял 44 статуй. В течение десятилетия, начиная с 1969 года, он воплощал свои идеи в бронзе. Различные персонажи от мифических до Галы и космического слона составляют ныне коллекцию Клота.
Телефон-лобстер (краб)
Сидячий Дон Кихот
Диван в виде губ
Гала в окне
Gala Gradiva
Perseo
Женская фигура (Бакинский музей современного искусства)
Лошадь со всадником спотыкаясь
Космический слон
В тюрьме
В некоторые годы Сальвадор Дали участвовал в лекциях по искусству. На одной из них – в тюремном комплексе Райкерс в 1965 году – он не смог присутствовать. Дали в качестве своего извинения нарисовал картинку, которую повесили на самом видном месте в столовой, а затем переместили в вестибюль.
В 2003 году рисунок украли, заменив его подделкой. К ответственности были привлечены трое сотрудников тюрьмы, но оригинал так и не был найден.
Образ в кино
Образ Сальвадора Дали не раз пытались воплотить в кинематографе:
- «Приключения Пикассо», реж. Таге Даниэльссон, Швеция, 1978 год.
- «Дали», реж. Антонио Рибас, совместное производство Испании и Болгарии, 1991 год.
- «Бунюэль и стол царя Соломона», реж. Карлос Саура, совместное производство Испании, Германии и Мексики, 2001 год.
- «Отголоски прошлого», реж. Пол Моррисон, производство Великобритании и Испании, 2008 год.
- «Полночь в Париже», реж. Вуди Аллен, совместно США и Испания, 2011 год.
- «Быть Сальвадором Дали», реж. Мэри Хоррон, США, 2023 год.
Библиография
Перу Сальвадора Дали принадлежат следующие произведения:
- «Сокрытые лица», роман, написан в 1944 году.
- «Дневник одного гения» (Journal D’un Genie). Написаны в период 1952-1963 гг. и изданы в 1964 году в Франции.
- «Моя тайная жизнь», под другим названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» (La Vie Secrete De Salvador Dali), вышла в свет в 1942 году.
Все книги Дали переиздавались в разные годы. Также составлялись различные цитатники, сборники афоризмов художника и т. д.
Дали Сальвадор более известен как художник-сюрреалист. Но его творчество распространялось также на другие направления живописи и искусства вообще. Но своим главным творением Дали называл жизнь, которую прожил в полном соответствии с канонами сюрреализма.