Символические картины Арнольда Бёклина – одни из самых выдающихся произведений Дюссельдорфской школы изобразительного искусства. Швейцарский художник известен картинами в мифологическом и аллегорическом жанре. Арнольд Бёклин своим творчеством вдохновил живописцев модернизма и сюрреализма конца XIX – начала XX вв.
Биография художника
Арнольд Бёклин появился на свет в швейцарском городе Базиль, в октябре 1827 г. Отец его происходил из знатной купеческой семьи. Будущий художник получил прекрасное образование:
- Первый этап обучения Арнольд Бёклин прошел в дюссельдорфской Академии художеств. Там его обучали такие знаменитые живописцы, как Ширмер и Хильдебрандт.
- Затем художник продолжил образование в Мюнхене, где на его картины обратил внимание именитый граф Шак.
- Завершил свое образование Арнольд Бёклин большим путешествием по Франции и Нидерландам. Путешествовал он и по родной Швейцарии.
Первые картины этого живописца представляли собой ландшафтную живопись. В 1850 г. Арнольд Бёклин предпринимает поездку в Рим, где знакомится с Дребером и, под его влиянием, переходит на мифологическую тематику. В Первой половине 1860-х гг. художник путешествует по Помпеи и Неаполь, в конце десятилетия – возвращается в Базиль.
В первой половине 1870-х гг. Арнольд Бёклин перебирается в Мюнхен. Там он создает самые известные свои картины и создает художественный кружок. В 1880-х живописец много переезжает из города в город в Швейцарии, и наконец, поселяется в Италии. В последние годы столетия увлекается импрессионизмом. Умер Арнольд Бёклин в итальянском городе Фьезоле, зимой 1901 г.
Самые известные картины художника
Арнольд Бёклин известен своими мифологическими полотнами, наполненными аллегориями и мистическими символами. Картины этого живописца отличаются уникальным слиянием сюжета и пейзажа, монументальностью силуэтов, яркой и насыщенной палитрой оттенков.
Чума
Прославленная картина написана художником в поздний период творчества, в 1898 г. Жанр полотна — аллегорический символизм. На переднем плане Арнольд Бёклин изобразил воплощение Чумы – скелет, летящий на драконе, с косою в руках. Он проносится вперед по узкой улочке, выкашивая все на своем пути, оставляя после себя отравленный воздух. Размер картины – 149,5×104,5. Находится работа в Художественном музее города Базель.
Война
Еще одно произведение, в аллегорической форме демонстрирующее одно из величайших бедствий мира. Написана картина в 1896 г., в жанре символизма. В центр композиции Арнольд Бёклин поместил троих всадников: скелет с косой, мужчину с молотом и бледную женщину в белых одеждах. Внизу полотна Арнольд Бёклин показал город в средневековом стиле, за героями следует черная туча. Размер холста — 222×170, хранится он в музее Цюриха Кунстхаус.
Автопортрет со смертью
Мистическая картина была создана автором в расцвете творческих сил – в 1872 г. На полотне Арнольд Бёклин показал себя – с палитрой и кистью в руках, а за своей спиной – Смерть, играющую на скрипке. Такой сюжет – распространенный в живописи XIX в., как напоминание о мимолетности жизни и неизбежности смерти. Размер полотна — 75×61, жанр работы – аллегорический портрет. Выставляется картина в Национальной галерее Берлина.
Несс и Деянира
Это произведение с мифологическим сюжетом Арнольд Бёклин написал в 1898 г. На картине – сцена похищения жены Геракла Деяниры кентавром Нессом. Композиция полотна изображает героиню, яростно отбивающуюся от почти полностью покрытого шерстью кентавра. В нижнем правом углу картины можно заметить замахнувшегося на похитителя пожилого мужчину. Арнольд Бёклин выполнил эту работу в ярких, красочных тонах. Размер холста — 104×150, жанр – мифологическая живопись. Находится произведение в Пфальцской галерее, в г. Кайзерслаутерн.
Игра нереид
Одна из самых динамичных картин этого живописца создана в 1886 г. Арнольд Бёклин изобразил на этом полотне водных духов из античной мифологии – нереид. Прекрасные божества играют и резвятся, поднимая волны и брызги, вокруг небольшой островерхой скалы. Композиция этой работы наполнена движением, энергией и яркими цветовыми контрастами. Жанр картины – мифологическая живопись, размер – 150,5×176,4. Хранится полотно в Художественном музее Базеля.
Остров мертвых
Самая известная картина этого художника, работа над которой велась 6 лет – с 1880 по 1886 гг. Произведение представляет собой пейзаж с элементами символизма и мистицизма. На заднем плане – маленький скалистый остров, поросший кипарисами, символизировавшими смерть. Впереди – лодка, на которой расположились гребец и фигура в белом саване, в ногах которой стоит гроб. Искусствоведы считают композицию аллегорией мифа о перевозчике Аида – Хароне и переправе через Ахерон и Стикс на тот свет. Размер полотна — 80×150, выставляется оно в Старой национальной галерее г. Берлин.
Флора, рассеивающая цветы
Гармоничная композиция с радостным, весенним настроением была создана в 1875 г. Арнольд Бёклин проиллюстрировал на ней миф о богине весны, прекрасной и вечно юной Флоре. Она изображена на полотне в виде молодой девушки в золотистом одеянии, с цветами в руках, которые она рассеивает по поляне. На заднем плане Арнольд Бёклин разместил цветущие деревья и чуть подернутое облаками голубое небо. Размер картины – 82,5×51,5, жанр – аллегория. Хранится работа в музее Фолькванг западногерманского города Эссен.
Римский пейзаж
Одна из ранних картин живописца, написанная в 1863 г., представляет собой классический пейзаж. На холсте – скалистая местность, поросшая густыми кустарниками, с мостом над грудой крупных валунов. На задний план Арнольд Бёклин поместил силуэты всадника и двух женщин. Произведение выполнено в теплой, зелено-золотистой гамме оттенков. Размер полотна – 44,5×35, находится оно в гамбургском музее Кунстхалле.
Тритон и Нереида
Небольшой эскиз, выполненный в 1877 г. на бумаге, прикрепленной к деревянной доске, изображает сцену из греческой мифологии. В центре композиции – лежащая на берегу моря нереида, над которой склонился бог морей Тритон. Белоснежная кожа морской нимфы составляет резкий контраст с темным телом сына Посейдона. Арнольд Бёклин выполнил эту работу в более схематичной, условной технике, чем большинство остальных. Размер холста – 44,5×65,5, хранится он в г. Винтертур, в музее Рейнхарта.
Весталка
Портрет с мифологическим, историческим отголоском Арнольд Бёклин написал в 1874 г. На нем – жрица богини Весты, обреченная на одиночество и уединенный образ жизни. Голову и часть лица весталки скрывает белое покрывало, контрастирующее с темным, почти черным фоном. Композицию уравновешивают два факела по обеим сторонам от героини. Масштаб картины — 76×61,5, находится она в Дармштадте, в музее земли Гессен.
Интересные факты о художнике
Символист Арнольд Бёклин рано приобрел общеевропейскую славу и также рано начал утрачивать завоеванный авторитет – после перехода к импрессионизму. Однако, во второй половине XX в. возвращение к идеям символизма воскресило интерес к творчеству этого художника. Несколько интересных фактов о живописце и его картинах:
- Одной из самых любимых тем художника было море и морские божества.
- Арнольд Бёклин вдохновлял своими картинами таких живописцев как Дали, М. Эрнст, Дж. де Кирико.
- Симфоническая поэма Рахманинова «Остров мертвых» была вдохновлена одноименной картиной этого художника.
- Сам Арнольд Бёклин никогда нем давал названий своим полотнам – все они были названы позже, уже после продажи.
Яркие, сочные краски, фантастические сюжеты, необычная техника изображения природы на картинах – все это свидетельствовало о желании знаменитого швейцарского живописца уйти от реальности в идеальный мир грез, легенд и фантазий.