Портреты Н.Н. Гончаровой – супруги А.С. Пушкина

На сегодняшний день сохранилось много не только словесных описаний, но и портретов Натальи Гончаровой. Несомненно, каждый знаком с портретами жены А.С. Пушкина, но каждый воспринимает их по-своему. Девушка имела в своей внешности нечто особенное, что позволяло ей выделиться среди местных красавиц, отображало особенные черты ее характера и натуры.

Портрет Натальи Гончаровой 1820-х годов

Портрет Натальи Гончаровой 1820 г.

Еще будучи подростком, девушка была удивительно красивой девочкой, которая всегда была в кругу своих воздыхателей. Поэтому неудивительно, что первый ее портрет появился в 1820 году. Картина была написана акварелью на бумажном холсте. Однако художник остался неизвестным.

Мастеру удалось передать зрителю необыкновенные черты лица девочки, ее светлый и добрый взгляд. Несмотря на это, художник сумел передать и стыдливую скромность девочки, которая была свойственна Наталье Гончаровой. Главное же достоинство этого портрета заключается в ее естественности, отсутствии жеманства и очаровательная простота.

Портрет А.П. Брюллова

Портрет написан А.П. Брюллова

В 1831-1832 годах, когда А.С. Пушкин еще был жив, написать портрет Натальи Гончаровой решил известный художник А.П. Брюллов. Несмотря на весь свой профессионализм, мастеру удалось передать только юность и миловидности девушки. Многие искусствоведы оправдывают художника, ссылаясь на то, что не стоит ожидать большего от художника, когда его модель 18-летняя девушка.

Полотно с портретом Натальи Гончаровой передает все красоту девушки, облаченной в нежно-персиковое платье, украшенное рюшами и рукавами-фонариками. Несмотря на юный возраст, уже тогда девушка обладала глубоким и слегка грустным взглядом, слегка осознанным и виноватым. Брюллову удалось передать невероятное сочетание еще детского, но в тоже время уже взрослого лица.

Портрет А.П. Брюллова – единственная работа, которая была написана, используя акварельную технику. Также стоит отметить следующие особенности полотна:

  •  Картина написана в жанре портрета.
  •  Краски – акварель.
  •  Полотно – бумага.
  •  Реальное местонахождение – Государственный музей А.С. Пушкина.

Этот портрет обладает особой ценностью, поскольку это единственная работа с Натальей Гончаровой, которая была написана при жизни ее супруга – А.С. Пушкина.

Портрет В. Гау (1841-1849 гг)

Особое внимание к Наталье Гончаровой проявляет портретист В. Гау, который писал девушку несколько раз в разные годы ее жизни. Именно портреты этого художника отличаются большей удачности, хотя и не обосновываются психологической глубинностью. За все время В. Гау написал Наталью Гончарову 5 раз: в 1841, 1843, 1844 и в 1849 годах.

Мастеру удалось отобразить Наталью Гончарову разной, но в тоже время столь похожей на себя и на все описание, которые характеризуют ее в классических произведениях. Именно эти портреты передают красоту и внутреннее превосходство девушки.

У Владимира Гау получилось передать с помощью бумаги всю особенность и совершенство Натальи Гончаровой. На полотнах не виднеются ни позерство, ни кокетство, ни возвышенность. Также стоит отметить, что со временем лишь наблюдается большая строгость и скромность в образе Натальи Гончаровой. Теперь ее портреты в более строгих нарядах, которые также подчеркивают тонкую, словно осинка, талию и изящество.

Так, первое полотно, написанное В. Гау, отображает Наталью Гончарову с детским выражением лица. Девушка облачена в темное платье с открытыми плечами. Ее прическа соответствует моде той эпохи. Художник отчетливо передал истонченную фигуру Натальи Гончаровой, которая была достигнута за счет регулярного ношения корсета.

В. Гау (1841-1849 гг)

В 1841 году В. Гау снова принялся за работу Натальи Гончаровой. На этот раз он отобразил взрослую натуру с островатыми чертами лица. Портрет передает загадочность и женственность девушки, но в тоже время отображает ее сильную натуру. Портрет выполнен в спокойных тонах. Яркий акцент на полотне позволила создать красная полоса, располагающаяся на головном уборе Натальи Гончаровой.

1841 год В. Гау

Третий портрет был написан В. Гау в 1842 году. Работа была выполнена акварельными красками. На полотне все та же утонченная натура с неистово ясными и очаровательными чертами лица. Именно через этот портрет художнику удалось передать тихую простоту и неотразимую красоту девушки. На полотне девушка облачена в строгий закрытый наряд, который подчеркивает ее грациозность.

В. Гау в 1842 г

В четвертом портрете, В. Гау изобразил Наталью Гончарову, облаченную в белое бальное платье. На груди женщины располагается красивая светло-голубая брошь, а на шее располагает лента в виде ободка. Дополняет образ Натальи Гончаровой черная шляпка с белой вуалью. Полотно было создано в конце 1842 – начале 1843 года. Портрет написан акварельными красками, что придает ему большего изыска и привлекательности.

В. Гау конец 1842 г

Несмотря на то, что последний портрет был написан, когда Наталья Гончарова была супругой генерал-майора П.П. Ланского, В. Гау передал ее настоящий и прежний облик, ее неизменившееся самоощущение, спокойный задумчивые взгляд и всю ту же естественную красоту.

Портрет Натальи Гончаровой В. Гау

Портреты И.К. Макарова

Следующий портрет Натальи Гончаровой был написан И.К. Макаровым, который она должна была отправить своему супругу, находящемуся в то время в Лифляндии. Изначально девушка обратилась к Макарову за советом, чтобы понять, кто сможет ее написать. Однако мастер сам вызвался поработать над ее портретом, сказав, что он уже «уловил характер» ее лица.

Наталье Гончаровой очень понравилась работа Макарова и это подтверждали все, кто видел ее. После Макаров стал популярным портретистом, который писал внуков Натальи Гончаровой и других известных личностей.

И.К. Макаров 1849 г

Некоторые факты о картине:

  •  Полотно было написано в 1849 году.
  •  Свою работу И.К. Макаров окончил за три сеанс, причем он не взял платы за свою труд, а просто   подарил работу Наталье Гончаровой.
  •  Картина обладает размерами 40.5х34 см.
  •  Потрет выполнен масляными красками на полотне с картонным основанием.
  •  Сегодня полотно располагается в Музее-квартире А.С. Пушкина в городе Санкт-Петербург.

На картине Наталья Гончарова изображена со слегка развернутой головой, что позволяет передать динамику. Модель облачена в светлое платье, которое открывает ее руки и плечи. В ушах девушки замечены эмалевые сережки, а прическа выполнена на манер моды тех времен.

Второй портрет И.К. Макарова был написан в 1863 году, в год кончины Натальи Гончаровой. Мастер писал эту работу не с натуры, а с работ других творцов. Вторая работа получилась достаточно скорбной, выполненной в темных оттенках и передающая всю скорбь и тоску светлого человека.

Макаров 1863 г

И.К. Макаров старался использовать различные творческие способы. Художник ставил перед собой задачу создать образ женщины, которая некогда смогла вдохновить самого А.С. Пушкина. Поэтому он создает женщину, лицо которой располагается в самом центре полотна и представляет собой самую яркую точку картины. Оно освещено сверху, а также со стороны, в которую повернута голова Натальи Гончаровой.

Портрет Т. Неффа

Т. Нефф писал Наталью Гончарову в 1856 году. Мастер ставил перед собой задачу – изобразить светскую даму, которая относилась к высшему сословию и была женой крупного военного. Прежде всего, портрет Т. Неффа следует относить к представительским полотнам. Наталья Гончарова облачена в парадный дорогостоящий наряд. Из украшений Наталья Гончарова отдала предпочтение драгоценным камням, которые располагаются на фоне резного кресла.

Женщина одета в белое открытое платье, которое обработано кружевами. С правого плеча девушки слегка спадает мантилья красного окраса, отделанная собольей шкуркой. На шее же виднеется лента голубого окраса, оснащенная желтым орнаментом.

Несмотря на всю роскошь, Т. Нефф изобразил девушку благородной со слегка прискорбным выражением лица. Именно так, как вспоминает Л. Спасская, и выглядела Наталья Гончарова в тот период. Тогда от прежней красоты и изысканности женщины мало что сохранилось. Она перестала производить приятное впечатление. Именно поэтому мастер отобразил ее простой и милой аристократкой, которая так нравилась А.С. Пушкину.

Портрет К. Лаша

К. Лаш 1856 г

В 1856 году был написан еще один портрет Натальи Гончаровой. На этот раз мастером полотна стал К. Лаш. Об истории создания портрета мы узнаем из переписки Натальи Гончаровой с ее супругом, где Наталья Гончарова пишет об улучшении своего самочувствия и надежде на скорое создание нового шедевра. Тем не менее, спустя несколько дней, женщина стала жаловаться, что портретные процесс занимают все утро, а процесс написания портрета кажется невыносимо длительным.

К. Лаш в своей работе отдал предпочтение левому профилю Натальи Гончаровой. Стоит отметить, что Лаш ранее не был знаком со своей моделью, но он ей порекомендовал облачиться в закрытое одеяние. На создание портрета ушел целый месяц, поскольку уже в марте Наталья Гончарова возвратилась в Петербург.
На полотне К. Лаша женщине 45 лет. Она одета в черное платье, обрамленное темным кружевом. На голове женщины располагается темный платок. Чтобы придать портрету большей свежести, художник надел на нее серьги жемчужного окраса и добавил белый воротник из кружева.

Портрет отличается светским характером и не несет новых данных о Наталье Гончаровой. Несмотря на небольшую траурность полотна, темные оттенки были скрашены пурпурными складками накидки, которая расположилась на плечах модели.

Художник постарался отобразить Наталью Гончарову с небольшой, едва заметной улыбкой и легким блеском в глазах. Уровень полотна слишком высок, а все компоненты созданы с небрежностью, что лишний раз говорит о том, что мастер не знал, чей портрет он пишет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector