Описание портрета Петра III (Алексей Петрович Антропов )

Знаковая картина Портрет Петра III, которую создал в середине XVIII в. живописец Алексей Петрович Антропов, открыла серию парадных изображений русских монархов. Стиль полотна совмещает роскошь барокко с оттенками зарождающегося классицизма, гармонично объединяя в цельную композицию величественный силуэт с торжественной обстановкой.

Портрет Петра III 1762 Г

История и характеристики картины

«Портрет Петра III» был написан в 1762 г., в период короткого правления этого неоднозначного монарха. Автор полотна, Алексей Антропов был художником при Синоде и одним из первых светских портретистов России, получивший в 1760 г. звание мастера живописи. Только взошедший на трон император изъявил желание получить свое парадное изображение, и Алексей Антропов был отрекомендован ему Синодом. «Портрет Петра III» отобразил монарха в динамичной, исполненной энергии позе, на фоне батального полотна. Монарх остался полностью доволен.

Полотно «Портрет Петра III» принадлежит к барочному стилю. Алексей Антропов выполнил картину на холсте, при помощи масляных красок. Оригинальный масштаб полотна «Портрет Петра III» — 250×179 см., форма холста – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина долгое время принадлежала Синоду, а после революции была отдана Третьяковской галерее. На данный момент «портрет Петра III» хранится именно там.

Краткая биография автора

Алексей Петрович Антропов

Алексей Антропов появился на свет ранней весной 1716 г., в г. Санкт-Петербург. Отец его был чиновником Канцелярии от строений. Именно в этом учреждении начал свое обучение будущий художник в 1732 г. С 1739 г. Алексей Антропов входит в состав «Живописной команды», организованной одним из его учителей Вишняковым. В 1742 г. молодой живописец был приглашен в качестве декоратора коронационных торжеств в честь Елизаветы Петровны. С этих пор он получает крупные заказы от императорского двора – декорирует дворцы, пишет иконы, расписывает залы.

В 1750-х г. Алексей Антропов совершенствует свое мастерство, обучаясь у портретиста Пьетро Ротари. В Москве художник знакомится с меценатом и влиятельным политиком Шуваловым, который берет его под свое покровительство – сначала дает ему место преподавателя Московского университета, затем – рекомендует художника мастером живописи в Синод. Там, на должности надзирателя за художниками и иконописцами Алексей Антропов работает до конца своих дней. Именно Синод посылает его в качестве лучшего живописца, чтобы написать портрет Петра III в 1762 г. Параллельно он организует частную школу, обучает молодых живописцев. Умер Алексей Антропов в начале лета 1795 г. Покоится прославленный живописец в Александро-Невской лавре.

Описание и цветовая палитра полотна

Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Алексей Антропов показал императора в воинственной, внушительной позе, облаченным в мундир Преображенского полка. В одной руке он держит жезл маршала, другая лежит на поясе, на эфесе шпаги. Символизма полотну «Портрет Петра III» придает картина на заднем плане, в проеме арки, изображающая конное сражение. Слева от императора Алексей Антропов изобразил столик с подушкой, на которой лежат корона и держава, справа – кресло с мантией.

Однако, несмотря на обилие регалий, претенциозный облик и претензию на величие, «Портрет Петра III» не скрывал слабости, тщедушности и несуразности нового монарха: расплывшаяся фигура, узкие плечи, маленькая голова, расслабленное, будто сонное выражение лица. Жалкий внешний вид урожденного Петера Ульриха, которого Алексей Антропов не сумел, или не захотел спрятать за роскошным фасадом композиции «Портрет Петра III», отражал внутренние пороки, ставшие причиной его скорого падения и репутации худшего императора России.

Как и в большинстве подобных работ, при написании полотна «Портрет Петра III» Алексей Антропов использовал теплую, насыщенную гамму оттенков. В композиции преобладают следующие цвета:

  • Серо-коричневый.
  • Насыщенный красный.
  • Кремово-белый.
  • Золотистый.
  • Изумрудно-зеленый.
  • Черный.

Фон картины «Портрет Петра III» выполнен в приглушенных, серовато-коричневых оттенках, на контрасте с которыми фигура на переднем плане кажется еще ярче. Самым заметным акцентом в композиции Алексей Антропов сделал изображение императора, уравновешиваемое с трех сторон красной тканью.

Интересные факты

Алексей Петрович Антропов

«Портрет Петра III» — одна из известнейших отечественных картин в этом жанре, она помещена в большинство учебников по истории того периода, часто встречается исторических трудах. Несколько интересных фактов о об этом произведении:

  1. «Портрет Петра III» — первое парадное изображение русского монарха, выполненное отечественным художником.
  2. За свою работу Алексей Антропов получил невероятную для того времени награду в 400 рублей.
  3. «Портрет Петра III» получил высокую оценку не только со стороны натурщика, но и от главного правительственного органа светской власти Сената – он закал художнику копию картины.
  4. До того, как за работу взялся Алексей Антропов, портрет Петра III написал и живописец Федор Рокотов, но император остался недоволен результатом и приказал найти другого художника.

Когда «Портрет Петра III» был продемонстрирован широкой аудитории, некоторые придворные сказали, что художник издевается над императором, представляя его в столь жалком виде, намеренно искажает его образ. Однако, большинство современников видело, что Алексей Антропов только не стал лукавить и изобразил монарха ровно таким, каким он был на самом деле – слабым, нелепым и не способным справиться с той грандиозной властью и ответственностью, что выпали на его долю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector