Картина «Аполлон и Дафна» Александр Николаевич Бенуа

Масштабная картина Аполлон и Дафна, которую Александр Николаевич Бенуа написал в первом десятилетии XX века, иллюстрирует известный античный миф. Эта композиция выполнена в необычном, близком к неоклассицизму стиле. Позже он станет характерным для организованного автором произведения «Аполлон и Дафна» общества «Мир искусства».

Аполлон и Дафна 1908 г

Особенности полотна

Картина «Аполлон и Дафна» была написана в первой половине творчества автора, в 1908 г — перед тем, как Александр Николаевич Бенуа отправился на гастроли вместе с «Русскими сезонами» Дягилева. Сюжет полотна, скорее всего был вдохновлен художественными росписями Версаля – за год до создания работы «Аполлон и Дафна» Александр Николаевич Бенуа вернулся из второго путешествия во Францию.

Основные характеристики картины:

  1. Жанр – мифологическая живопись.
  2. Стиль полотна «Аполлон и Дафна» — арт-нуво.
  3.  Техника – акварель и гуашь на картоне.
  4. Размеры картины «Аполлон и Дафна» — 70×103 см.

Форма полотна – горизонтальный прямоугольник. Александр Николаевич Бенуа придал своему произведению достаточно простую композицию, главные акценты которой – фигуры божества, сатиров и нимф – расположены в центре, оставив позади картины «Аполлон и Дафна» только размытый пейзаж. Сегодня картина выставляется в корпусе Русского музея, посвященном ее автору.

Краткая биография автора

Русский художник Александр Николаевич Бенуа

Родился Александр Николаевич Бенуа в г. Санкт-Петербург, в конце апреля 1870 г. Он был родом из семьи, близкой к искусству – отец живописца был архитектором, мать – дочерью архитектора. Александр Николаевич Бенуа получил отличное образование – он обучался в гимназии Человеколюбивого общества, в гимназии им. Мая, в Академии художеств. Наконец, живописец получил юридическое образование в Петербургском университете.

Первый раз свои картины Александр Николаевич Бенуа представил на выставке в 1893 г. Со следующего года художник начинает публиковать в журналах свои статьи на тему теории изобразительного искусства. Вместе с Сомовым и Дягилевым Александр Николаевич Бенуа организует художественный кружок «Мир искусства». В 1896-1898 гг. живописец путешествует по Франции и пишет ряд картин, посвященных Версалю. Александр Николаевич Бенуа работает над иллюстрациями к классическим произведениям, оформлением театральных постановок, историческими картинами.

Живописец стал одним из самых выдающихся критиков искусства начала XX в. В 1908-1911 гг. он участвует в качестве оформителя в гастролях «Русских сезонов» Дягилева. За несколько месяцев до этого Александр Николаевич Бенуа пишет знаменитое мифологическое полотно «Аполлон и Дафна». После Революции художник еще несколько лет работает в качестве театрального постановщика, но в 1926 г. переехал в Париж. Там Александр Николаевич Бенуа прожил остаток дней и умер поздней зимой 1960 г.

Композиция и цветовая палитра картины

Полотно «Аполлон и Дафна» ее автор, Александр Николаевич Бенуа, создал в манере, близкой одновременно к строгой классике и манерному барокко. Отличается картина от этих стилей менее четкими линиями, некоторой условностью и размытостью отдельных деталей изображения и более нежными, прозрачными тонами.

Сюжет работы «Аполлон и Дафна», в отличие от большинства произведений по этому мифу, обладает более спокойной, лишенной острого драматизма напряжения – Александр Николаевич Бенуа предпочел разряженную, гармоничную атмосферу. Бог искусства изображен играющим на лире возле дерева, на котором спряталась от него нимфа. Справа на первом плане расселись рогатые сатиры, слева – изящные нимфы. Аполлон и Дафна спокойны, хотя заметно, что девушка с некоторой тревогой смотрит вниз. Вдали на картине виднеются очертания гор и холмов.

Произведение «Аполлон и Дафна» отличает от большинства мифологических полотен еще и практически полное отсутствие символизма. Из характерных для тематики мифов символики Александр Николаевич Бенуа оставил в композиции холста «Аполлон и Дафна» только лиру божества и дерево – так как, согласно мифу, именно в дерево в итоге превратилась преследуемая нимфа. Работа выполнена в очень нежной, светлой цветовой гамме. Основные цвета, которые использовал художник в композиции «Аполлон и Дафна»:

  1. Зеленый.
  2. Бежевый.
  3. Золотистый.
  4. Синий.
  5. Голубой.
  6. Желтовато-коричневый.

Самым ярким цветовым акцентом на картине «Аполлон и Дафна» является синее покрывало, на котором сидит главный герой. Оно не только концентрирует внимание на основных персонажах композиции, но и отмечает центр полотна, создавая при этом эффектный контраст с желто-зеленой кроной дерева, на котором сидит нимфа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector