Юмористическая картина «Монахи. Не туда заехали», автором которой является Лев Григорьевич Соловьев, часто приписывается Репину. Все из-за того, что в 1930-х годах полотно выставлялось в том же зале, что и картины вышеназванного художника. Работа «Монахи. Не туда заехали» выполнена в реалистичной манере и наполнена мягким, беззлобным юмором. Связанное с нею крылатое выражение осталось в памяти людей как синоним курьезной ситуации, результате нелепой ошибки.
История картины
Об истории создания картины «Монахи. Не туда заехали» искусствоведы знают очень мало. Точно не известна даже дата написания полотна – обычно его относят к 1870-м годам. Жанр работы «Монахи. Не туда заехали» — бытовая сцена. Соловьев выполнил картину масляными красками и холсте.
Об истории произведения после написания известно только то, что после Революции, между 1917 г. и 1938 г холст «Монахи. Не туда заехали» попала в художественный музей им. Онацкого украинского города Сумы. Там картина и была выставлена вместе с работами Репина, после чего получила народное название «Приплыли» и породила расхожий афоризм, обозначающий конфузную, патовую ситуацию.
Соловьев по стилю и сюжетам схож с Репиным оба они – народные художники. Именно поэтому картину «Монахи. Не туда заехали», чей автор не слишком известен в широких кругах, приписали творчеству Репина и дали название, созвучное со знаменитым полотном «Не ждали». На данный момент произведение по-прежнему находится в сумском музее.
Автор
Родился Лев Соловьев в 1837 г., в селении Лушниковка. Художник происходил из крестьянской семьи. Свой творческий путь Соловьев начинает в качестве ремесленника, после переезда в Воронеж будущий живописец начинает постигать искусство иконописи. Именно роспись храмов и создание икон станет в будущем основным занятием художника.
В 1872 г. Соловьев перебирается в Санкт-Петербург, чтобы продолжить профессиональное обучение живописному искусству. В качестве вольнослушателя он посещает лекции Академии художеств. Именно к периоду пребывания художника большинство историков искусства относят работу «Монахи. Не туда заехали.». В 1878 г. Соловьев покидает столицу и возвращается в Воронеж. В 1880-х живописец активно занимается иконописью, пишет иллюстрации к произведениям Некрасова.
Соловьев был известен прежде всего как народный художник, отдававший предпочтения жанровой живописи с сюжетами из крестьянской жизни. На рубеже веков художник руководит бесплатной частной школой рисования в Воронеже, публикует статьи об искусстве в издании «Дон». Был дружен с известным мыслителем и публицистом Н. Федоровым. Умер Соловьев осенью 1919 г. На сегодняшний день сохранилось только 4 его картины. Холст «Монахи. Не туда заехали» хранится в Украине, остальные – в Санкт-Петербурге. Соловьев воспитал двух довольно известных учеников – графика Александра Парамонова и портретистку Елену Киселеву.
Описание картины
Картина «Монахи. Не туда заехали» представляет собой классический пример комической жанровой композиции. Размер полотна — 52×78,5, форма – горизонтально вытянутый прямоугольник. Картина выполнена в реалистичной манере. Основные тона, которые использовал Соловьев в произведении «Монахи. Не туда заехали»:
- Молочный.
- Нежно-голубой.
- Светло-бежевый.
- Бледно-зеленый.
- Бордовый.
- Золотистый.
- Коричневый.
Освещение на картине «Монахи. Не туда заехали» намекает на раннее утро или закат. Скорее всего, именно предрассветный туман Соловьев основной причиной забавного происшествия – густая сероватая дымка виднеется на заднем плане с левой стороны. Полотно «Монахи. Не туда заехали» выполнено в теплой, естественной гамме, свойственной русской природе. Живописец изобразил на картине полупрозрачное небо с легкими молочно-белыми облаками, желтовато-зеленую траву, светло-коричневый берег, синевато-серую речку. На холсте нет ни единого крупного, излишне яркого цветового акцента – ценность работы «Монахи. Не туда заехали.» заключается в реалистично переданной комичности композиции.
Контекст
На полотне Соловьев демонстрирует комическую ситуацию – группа священнослужителей, плывшая на лодке по реке, из-за тумана теряет курс и приплывает к месту купания крестьянок. Картина «Монахи. Не туда заехали» — многоплановая:
- На первом плане – купающиеся женщины – молодые, здоровые, сильные, с молочно-белой кожей и убранными наверх, или под чепцы волосами. Рядом — дети, играющие после купания на берегу. В левом углу переднего плана на холсте «Монахи. Не туда заехали» — пестрая одежда, придающая цветовое разнообразие композиции. В ворохе сброшенных платьев Соловьев показывает разные цвета и расцветки.
- В центре холста «Монахи. Не туда заехали» — лодка с тремя священнослужителями – они выделяются на полотне темными одеждами. Почти черные рясы составляют эффектный контраст с белыми рубашками и косынками купающихся женщин.
- На дальнем плане работы «Монахи. Не туда заехали» – купающиеся мужчины и пасущиеся рядом кони – этими фигурами Соловьев уравновешивает композицию. Силуэты отвлекают на себя часть внимания, делают картину более гармоничной и придают реализма крестьянской жизни.
Юмористический эффект Соловьев усиливает реакцией героев – ни одна сторона не выказывает смущения, женщины невозмутимо спокойны, на лицах клириков, сидящих в лодке заметна скорее невольная заинтересованность, а не неловкость, или возмущение. Соловьев добродушно посмеивается над попавшими впросак священниками, не выражая порицания. Два мальчика, ставшие случайными свидетелями конфуза, смеются, обратив лица к зрителям картины, словно предлагая разделить их веселье.
Произведение «Монахи. Не туда заехали» практически не имеет скрытого подтекста и символов. Соловьев ставил своей основной задачей развлечь зрителя и правдиво отразить повседневную жизнь крестьянства – все детали картины служат именно этой цели. Автор художественного произведения «Монахи. Не туда Заехали» смеется над своими героями беззлобно, не осуждая ни одну из сторон – здесь речь идет не о антиклерикальной сатире, а именно о юмористической зарисовке.