Картина «Монахи. Не туда заехали» Л.Г.Соловьев: описание, контекст и интересные факты

Картина «Монахи. Не туда заехали»

Юмористическая картина «Монахи. Не туда заехали», автором которой является Лев Григорьевич Соловьев, часто приписывается Репину. Все из-за того, что в 1930-х годах полотно выставлялось в том же зале, что и картины вышеназванного художника. Работа «Монахи. Не туда заехали» выполнена в реалистичной манере и наполнена мягким, беззлобным юмором. Связанное с нею крылатое выражение осталось в памяти людей как синоним курьезной ситуации, результате нелепой ошибки.

Картина «Монахи. Не туда заехали»

История картины

Об истории создания картины «Монахи. Не туда заехали» искусствоведы знают очень мало. Точно не известна даже дата написания полотна – обычно его относят к 1870-м годам. Жанр работы «Монахи. Не туда заехали» — бытовая сцена. Соловьев выполнил картину масляными красками и холсте.

Об истории произведения после написания известно только то, что после Революции, между 1917 г. и 1938 г холст «Монахи. Не туда заехали» попала в художественный музей им. Онацкого украинского города Сумы. Там картина и была выставлена вместе с работами Репина, после чего получила народное название «Приплыли» и породила расхожий афоризм, обозначающий конфузную, патовую ситуацию.

Соловьев по стилю и сюжетам схож с Репиным оба они – народные художники. Именно поэтому картину «Монахи. Не туда заехали», чей автор не слишком известен в широких кругах, приписали творчеству Репина и дали название, созвучное со знаменитым полотном «Не ждали». На данный момент произведение по-прежнему находится в сумском музее.

Автор

Соловьёв Лев Григорьевич

Родился Лев Соловьев в 1837 г., в селении Лушниковка. Художник происходил из крестьянской семьи. Свой творческий путь Соловьев начинает в качестве ремесленника, после переезда в Воронеж будущий живописец начинает постигать искусство иконописи. Именно роспись храмов и создание икон станет в будущем основным занятием художника.

В 1872 г. Соловьев перебирается в Санкт-Петербург, чтобы продолжить профессиональное обучение живописному искусству. В качестве вольнослушателя он посещает лекции Академии художеств. Именно к периоду пребывания художника большинство историков искусства относят работу «Монахи. Не туда заехали.». В 1878 г. Соловьев покидает столицу и возвращается в Воронеж. В 1880-х живописец активно занимается иконописью, пишет иллюстрации к произведениям Некрасова.

Соловьев был известен прежде всего как народный художник, отдававший предпочтения жанровой живописи с сюжетами из крестьянской жизни. На рубеже веков художник руководит бесплатной частной школой рисования в Воронеже, публикует статьи об искусстве в издании «Дон». Был дружен с известным мыслителем и публицистом Н. Федоровым. Умер Соловьев осенью 1919 г. На сегодняшний день сохранилось только 4 его картины. Холст «Монахи. Не туда заехали» хранится в Украине, остальные – в Санкт-Петербурге. Соловьев воспитал двух довольно известных учеников – графика Александра Парамонова и портретистку Елену Киселеву.

Описание картины

Картина «Монахи. Не туда заехали» представляет собой классический пример комической жанровой композиции. Размер полотна — 52×78,5, форма – горизонтально вытянутый прямоугольник. Картина выполнена в реалистичной манере. Основные тона, которые использовал Соловьев в произведении «Монахи. Не туда заехали»:

  1. Молочный.
  2. Нежно-голубой.
  3. Светло-бежевый.
  4. Бледно-зеленый.
  5. Бордовый.
  6. Золотистый.
  7.  Коричневый.

Освещение на картине «Монахи. Не туда заехали» намекает на раннее утро или закат. Скорее всего, именно предрассветный туман Соловьев основной причиной забавного происшествия – густая сероватая дымка виднеется на заднем плане с левой стороны. Полотно «Монахи. Не туда заехали» выполнено в теплой, естественной гамме, свойственной русской природе. Живописец изобразил на картине полупрозрачное небо с легкими молочно-белыми облаками, желтовато-зеленую траву, светло-коричневый берег, синевато-серую речку. На холсте нет ни единого крупного, излишне яркого цветового акцента – ценность работы «Монахи. Не туда заехали.» заключается в реалистично переданной комичности композиции.

Контекст

Контекст картины "Монахи.Не туда заехали"

На полотне Соловьев демонстрирует комическую ситуацию – группа священнослужителей, плывшая на лодке по реке, из-за тумана теряет курс и приплывает к месту купания крестьянок. Картина «Монахи. Не туда заехали» — многоплановая:

  1. На первом плане – купающиеся женщины – молодые, здоровые, сильные, с молочно-белой кожей и убранными наверх, или под чепцы волосами. Рядом — дети, играющие после купания на берегу. В левом углу переднего плана на холсте «Монахи. Не туда заехали» — пестрая одежда, придающая цветовое разнообразие композиции. В ворохе сброшенных платьев Соловьев показывает разные цвета и расцветки.
  2. В центре холста «Монахи. Не туда заехали» — лодка с тремя священнослужителями – они выделяются на полотне темными одеждами. Почти черные рясы составляют эффектный контраст с белыми рубашками и косынками купающихся женщин.
  3. На дальнем плане работы «Монахи. Не туда заехали» – купающиеся мужчины и пасущиеся рядом кони – этими фигурами Соловьев уравновешивает композицию. Силуэты отвлекают на себя часть внимания, делают картину более гармоничной и придают реализма крестьянской жизни.

Юмористический эффект Соловьев усиливает реакцией героев – ни одна сторона не выказывает смущения, женщины невозмутимо спокойны, на лицах клириков, сидящих в лодке заметна скорее невольная заинтересованность, а не неловкость, или возмущение. Соловьев добродушно посмеивается над попавшими впросак священниками, не выражая порицания. Два мальчика, ставшие случайными свидетелями конфуза, смеются, обратив лица к зрителям картины, словно предлагая разделить их веселье.

Произведение «Монахи. Не туда заехали» практически не имеет скрытого подтекста и символов. Соловьев ставил своей основной задачей развлечь зрителя и правдиво отразить повседневную жизнь крестьянства – все детали картины служат именно этой цели. Автор художественного произведения «Монахи. Не туда Заехали» смеется над своими героями беззлобно, не осуждая ни одну из сторон – здесь речь идет не о антиклерикальной сатире, а именно о юмористической зарисовке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: