Описание картины «Среди волн» И. К. Айвазовский

Романтичная картина Среди волн, которую Айвазовский создал на закате своей жизни, считается вершиной мастерства прославленного мариниста. На ней нет ничего, кроме грозной, величественной морской стихии, великолепной в своем неистовстве. «Среди волн» венчает творческие достижения художника в изображении моря, идеально передавая все оттенки водной толщи, переливающейся на ветру, в тусклом мерцании ночных светил.

"Среди волн" Айвазовский

История создания

Полотно «Среди волн» Айвазовский писал уже в пожилом возрасте – в 1898 г. маринисту исполнился 81 год. Несмотря на это, картина была создана, по его обыкновению, всего за 10 дней. Писалась работа «Среди волн» не в мастерской Феодосии, где Айвазовский жил в последние годы, а в Большом выставочном зале. Картину «Среди волн» живописец считал одной из лучших из своих работ. Готовое полотно он подарил родной Феодосии сразу же после окончания работы. Жанр произведения «Среди волн» — морской пейзаж.

Трудно представить себе более сложной задачи даже для знаменитого мариниста, чем изображение огромной толщи воды, занимающей основную часть картины. Именно поэтому «Среди волн» считается верхом мастерства живописца, поэтому сам Айвазовский так любил и ценил это свое творение. Некоторые искусствоведы считают картину логическим продолжением холста «Черное море» — на нем море начинает слегка волноваться, на полотне «Среди волн» — бушует в полную силу. Картина по сей день остается там, куда ее определил автор – она хранится в картинной галерее Феодосии.

Автор

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский, получивший при рождении имя Ованес Геворкович Айвазян, родился летом 1817 г., в г. Феодосия, в купеческой семье. Свой творческий путь Айвазовский начал с обучения в феодосийском училище, потом закончил гимназию Симферополя. Благодаря покровительству градоначальника Казначеева юный художник был зачислен в 1833 г. в петербургскую Академию художеств. В столице Айвазовский знакомится с Брюлловым, Кукольником и Глинкой, проникается идеями романтизма, которые воплощает в своих ранних картинах. Его учителями в разные годы были мастер пейзажа Воробьев, маринист из Франции Таннер, баталист Зауервейд.

После досрочного выпуска из Академии за особые успехи, в 1838 г. Айвазовский уезжает в рабочую поездку по Крыму, через два года – отправляется в путешествие по европейским странам. Художник посещает Италию, Францию, Англию, его картины удостаиваются похвал знаменитых европейских критиков и высоких наград. В 1844 г. Айвазовский вернулся на Родину, где получил место при Главном морском штабе.
Через год художник оседает в Феодосии, купив там поместье. Айвазовский выставляется в Санкт-Петербурге, Париже, Италии и США, преподает в Академии художеств. Живописец продолжает писать картины и в преклонные годы. Одна из известнейших его работ – «Среди волн» была написана в возрасте 81 года. Скончался Айвазовский в родной Феодосии, в 1900 г.

Описание и особенности полотна

Картина «Среди волн» изображает морскую бурю в ночной час. Композиция полотна проще, чем у большинства работ этого художника – на ней нет ничего, кроме моря и туч. Воды, накатывая слоями в порывах ветра, пенятся и отражает серебристые свет луны и звезд, которых, в отличие от других масштабных полотен мариниста, на картине «Среди волн» не видно. Граница горизонта, проходящая между морем и нахмуренным, грозовым небом, виднеется тонкой полоской серовато-голубого цвета в левой части картины.

Оригинальный масштаб картины «Среди волн», несмотря на очень простую композицию, остается впечатляющим — 285×429. Создавая полотно такого крупного размера, Айвазовский хотел почеркнуть величие, размах и природную мощь неистовой в своем штормовом буйстве морской стихии, подробнее передать все оттенки и переливы завораживающего водного пейзажа.

Контекст

Айвазовский не вкладывал дополнительных смысловых оттенков и символов в композицию «Среди волн». Главная цель его создания – отражение красоты, силы, чарующего и пугающего одновременно магнетизма моря в шторм. Айвазовский всю жизнь восхищался морем, и апогеем его творчества стало чистое изображение этой стихии, безо всяких сторонних объектов и отвлекающих деталей.

Главное средство передачи эмоций и авторского замысла на картине «Среди волн» — цветовая палитра оттенков. Несмотря на кажущееся однообразие гаммы, Айвазовский сумел отобразить мельчайшие тона и оттенки морской воды и грозового неба в бурю, что делает композицию живой, выразительной и разнообразной. Для создания этого произведения Айвазовский использовал следующие цветовые оттенки:

  • Кипельно-белый;
  • Бледно-голубой;
  • Синий;
  • Фиолетовый;
  • Лазурный;
  • Зеленовато-серый;
  • Серебристый;
  • Бирюзовый.

Очевидцы утверждают, что при разном освещение картина «Среди волн» переливается разными оттенками голубого и синего, смотрится иначе с различных ракурсов.

Интересные факты

"Среди волн" Айвазовский

«Среди волн» — одна из самых эффектных картин Айвазовского. Несколько любопытных фактов о произведении и его авторе:

  1. В первоначальном замысле на полотне среди волн виднелась маленькая шлюпка. Но, при первом просмотре в кругу семьи один родственник художника, опытный моряк и инженер, заметил, что такое суденышко сразу же утонет в настолько сильный шторм. Айвазовский рассердился на критику, но шлюпку убрал.
  2. Благодаря тщательно подобранным оттенкам вода на картине «Среди волн» кажется живой и удивительно динамичной.
  3. Полотно не выставлялось ни в столице, ни за границей и никогда не покидало Феодосии.
  4. Под разными углами зрения уровень пены и высота валов на полотне «Среди волн» визуально меняется.

Несмотря на грозный и пугающий сюжет, произведение наполнено внутренним светом, позволяющим зрителю насладиться суровой красотой и природной гармонией могущественной и прекрасной стихии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector