Картина Бальтюса «Урок гитары»

Картина Бальтюса Урок гитары

Провокационная картина Урок гитары, благодаря которой ее автор Бальтюс приобрел известность в сообществе авангардистов, была написана в ранний период творчества художника. В этом произведении, как и в большинстве других работ этого живописца, ощущается тревожный, даже пугающий подтекст. Картина стала сенсацией после первого представления широкой аудитории, вызвав скандал и долгие пересуды в творческих кругах Европы и не только.

Картина Бальтюса Урок гитары

 

Краткая биография художника

Бальтазар Клоссовски де Рола

Бальтасар Клоссовски де Рола (Бальтюс – псевдоним) появился на свет в Париже, поздней зимой 1908 г. Семья его была родом из Восточной Пруссии: отец – поляк, мать – еврейка. Ранними учителями художника были такие известные деятели искусства, как М. Дени, П. Боннар и А. Дерен. В годы Первой Мировой Бальтюс с родителями переехал в Берлин, где семья в скорости распалась. Новый возлюбленный матери, поэт Рильке, выпустил первую серию картин, выполненных юным живописцем – Бальтюс изобразил пропавшую кошку модерниста.

Настоящая карьера художника началась с 1930-х гг., когда Бальтюс вернулся в Париж:

  1. В начале 1930-х художник вступает в кружок сюрреалистов, знакомится с Пикассо, Кокто, Миро и др.
  2. Первый серьезный успех – выставка в Париже в 1934 г., куда Бальтюс отдал свое эпатажное полотно «Урок гитары».
  3. В начале 1940-х живописец отходит от сюрреализма и вырабатывает собственную манеру, напоминающую литературный жанр «магический реализм».
  4. Во второй половине 1940-х Бальтюс занимается художественным оформлением театральных спектаклей.
  5. В 1950-х гг. живописец увлекается искусством Дальнего Востока, прежде всего Японии. Бальтюс путешествует по азиатским странам.
  6. С начала 1960-х гг. художник в составе представительства Французской академии изучает исторические здания в Риме. Этот повод побуждает его придавать своим картинам данного периода сходство с итальянскими фресками.

К 1980-м гг. Бальтюс достиг абсолютного признания, в Париже и Нью-Йорке с успехом проходят ретроспективы его творчества. Умер художник на западе Швейцарии, во французском кантоне Во, в городе Россиньер.

История и основные особенности картины

«Урок гитары» — первая известная картина Бальтюса – создана в 1934 г. Провокационное и эпатажное произведение было представлено на парижской выставке в год создания. «Урок гитары» вызвал настоящий скандал среди любителей живописи, в результате чего полотно. увидело свет второй раз только в 1977 г. Полотно выполнено в жанре сюрреализма, на позициях которого твердо стоял его автор в ранний период своего творчества. Размер картины «Урок гитары» — 138,4×161,3. Бальтюс придал своему произведению форму вытянутого прямоугольника.

На полотне изображена женщина, сидящая на кресле, играющая на теле юной девушки, как на музыкальном инструменте. Композиция «Урок гитары» выполнена на холсте масляными красками. Сразу после написания Бальтюс отдал картину Матиссу, который, в свою очередь, отправил ее в музей Современного искусства в г. Нью-Йорке. Однако, через 4 года «Урок гитары» был возвращен Матиссу – картина была запрещена к показу. На сегодняшний день «Урок гитары» не выставляется. Работа принадлежит к частной коллекции судовладельца из Греции.

Композиция, цветовая палитра и контекст картины

Сюжет картины «Урок гитары» шокировал консервативную публику 1930-х гг. Образ учительницы музыки, держащей на коленях молодую ученицу, практически девочку, как неодушевленный предмет, вызывает неприятные ощущения у зрителя. Этот эффект в композиции холста «Урок гитары» усиливается четкими, даже грубыми линиями, застывшими выражениями лиц. У женщины – неприятная полуулыбка с зажмуренными глазами, у девушки – выражение сонной обреченности. На заднем плане холста «Урок гитары» можно увидеть пианино, впереди – выпавший из руки ученицы музыкальный инструмент.

Цветовая палитра произведения «Урок гитары» — теплая, однако, не добавляющая уюта композиции. Художник использовал для картины следующие оттенки:

  • Бледно-красный.
  • Желто-зеленый.
  • Кремовый.
  • Темно-коричневый.
  • Серо-голубой.

Ярким акцентным пятном композиции «Урок гитары» является серо-голубое, со стальным отблеском платье учительницы, подчеркивающее ее холодный и даже жесткий нрав. Картина «Урок гитары» имеет явно выраженный эротический подтекст – одна грудь женщины обнажена, юбка девушки задрана вверх. Впоследствии Бальтюс признавался, что этой скандальной композицией он хотел именно эпатировать публику, о чем позже пожалел. К концу жизни автор даже запретил дальнейшую демонстрацию полотна «Урок гитары» на публике.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Комментарии: 2
  1. Станислав

    Картина неприличная .
    Но попробуем разобрать.
    Улавливается , верится в лучшее .
    Верится что девочка вырастет и удачно выйдет замуж , верится что этот момент первый и последний в этом кабинете и дальше будут обычные уроки и на гитаре научиться играть.
    Какое-то здесь сочетание . Через отрицательное передается положительное .
    Задайся художник целью изобразить разврат. Он бы передал , что они постоянно этим занимаются. Показал бы это через запыленную ,висящую высоко на стене гитару . Через кушетку , не к месту расположенную в кабинете , якобы для приёма родителей учеников , а на самом деле для утех двух любовниц . Здесь же он изобразил миг . Девочка не ожидала , она упала, это мгновение .
    Значит девочка не развратная и не любовница женщины.Даже ценный инструмент упал на пол , да с грохотом .
    Ну кто такое допустит, если у них там все регулярно бы происходило и они были бы извращены .
    Еще момент . Девочка не трогает женщину за грудь, нет, она схватилась неосознанно при падении , когда та опрокинула ее , потянув за волосы . Она схватилась за что-нибудь и оголила женщине грудь случайно.
    Здесь идет атмосфера превосходства опытной женщины над девочкой.
    Явно цель этой женщины , с чувством собственного превосходства познакомить девочку с ее внутренней женственностью , это как покровительственный шлепок наставника. Но не попытка втянуть в регулярные встречи .
    Женщине важно увидеть , как девочка вот вот , неожиданно для самой себя узнает сейчас свое собственное тело , и испытает разрядку . Женщина не смотрит вниз девочки , значит она не озабочена , не поклоняется телу.
    Она смотрит на верхнюю на одетую половину и именно в выражение лица .
    Как бы говоря, «вот видишь , ты не знала , мелкая , а я знаю и ты теперь будешь знать.»
    Это миг наставничества . Это то, благодаря чему эта девочка вырастет женщиной и матерью и ни в коем случае не лесбиянкой , не зажатой не мужеподобной , и не ненавидящей мужчин .
    Явно здесь шедевр в том , что через неприличный вид передаётся приличная тема .
    И верится в то , что этот миг превосходства , это миг наставничества. а не соблазнения произошёл и забылся. а уроки продолжились и девочка стала взрослей и в последствии стала женой и матерью .
    Потому что для разврата художник располагает другими яркими образами .

    1. Руслан Шандриков (автор)

      Станислав, я с восторгом и трепетом читал ваше описание данной картины. Вы очень тонко подметили интересные моменты, которые не каждый ценитель прекрасного заметит. Браво!)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: