Картина «Пир Валтасара» Рембрандт ван Рейн — описание и особенности картины

В 1635 году была сотворена картина «Пир Валтасара», авторство которой принадлежит Рембрандту ван Рейн. За основу сюжета картины художник взял библейскую историю из книги пророка Даниила, которая входила в Ветхий завет.

История создания

Рембрандт ван Рейн в своих картинах придерживался стиля барокко. Однажды, в 1631 году, после того как мастер искусства окончил работу в Лейденской мастерской, он отправился в Амстердам. В ту эпоху стиль, в котором Рембрандт писал свои картины, имел большую популярность. «Пир Валтасара» автор написал в тот период, когда его признали выдающимся художником.

В 1634 году Рембрандт заключил брак с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Тогда творец попал в общество бюргеров и для него открылись иные возможности продолжения творческого пути.

Заказы на него буквально посыпались. Вероятно, в то время был заказан и «Пир Валтасара». Судя по всему, заказчиком был образованный еврей и почитатель творчества Рембрандта. Художник работал над «Пиром Валтасара» около двух лет, начиная с 1634 года и закончив в 1636 году.

Описание и особенности картины

Рембрандт в своей картине под названием «Пир Валтасара» изображает несколько людей, собравшихся на тот самый пир Валтасара, про который рассказывается в Ветхом Завете. На лицах героев картины художник мастерски показывает смесь удивления, испуга и ужаса. Все взгляды обращены на письмена, от которых исходит золотистый свет, и руку, расположенную в верхнем углу. Видна только кисть, а остальное скрывается за темным сгустком. Царь Валтасар с таким же ужасом взирает на написанные слова. Рембрандт изображает его как мужчину среднего роста, шатена с короткой бородкой и усами. На его голове покоится тюрбан белого цвета и золотая корона.

Герой картины облачён в богатые, просторные одежды, которые украшены большой цепью. Судя по всему, царь переживает за красавицу, которую прикрывает своей левой рукой, словно стараясь ее уберечь. Женщина от неожиданности чуть пригибается и проливает напиток из кубка. Хоть она стоит к зрителю спиной, Рембрандт сумел передать ее красоту. Ее длинные темные волосы собраны в красивую прическу. На ней надето платье насыщенного красного цвета с декольте и небольшим вырезом на лопатках. Судя по всему, она является супругой Его величества.

Вторая рука героя картины опирается на стол, на котором предоставлены всевозможные угощения, приготовленные на Пир Валтасара. За спиной Валтасара Рембрандт размещает двух дев и старика. Одна из женщин облачена в темный наряд, ее испуганный взгляд направлен на предсказание. Ее волосы распущены, а руки сложены перед грудью. Вторая женщина сидит к смотрящим спиной, на ее шее можно заметить ожерелье из больших жемчужин. Она лучше других сохраняет спокойствие. Старик уже совсем пожилой, его борода полостью седая. Он изумлёнными и перепуганными глазами смотрит на своего царя, не осознавая случившегося. Стоит приглядеться к картине, и на самом заднем плане можно заметить ангела с дудочкой, который смотрит на происходящее с осуждением.

Детали картины:

  1. «Пир Валтасара» был написан маслом на холсте;
  2. Размеры картины: 167×209 см;
  3. Рембрандт для того, чтобы ярче передать ужас, подмечает даже такие детали, как пролитое вино;
  4. «Пир Валтасара» был написан в жанре барокко.

Рембрандт мастерски наполняет «Пир Валтасара» драматизмом. Автор играет со светом и передаёт весь накал эмоций героев через перепуганные лица.

Цветовая палитра

Рембрандт в своей картине применил палитру золотистых, коричневых и красный цветов. Все герои «Пира Валтасара» были погружены в темноту и выступают из нее только за счёт яркого света, исходящего от написанных букв.

Сюжет картины

Рембрандт вложил в свою картину библейскую историю, посвященную царю Вавилона. На работе «Пир Валтасара» показан эпизод, когда Валтасар, преемник, получивший власть после кончины отца, устроил роскошный пир. Но, к сожалению, посуды для приглашенный не хватало, а потому новый царь приказал подать на стол ритуальные золотые кубки и другую посуду, вывезенную Навуходоносором из Иерусалима.

Тем самым правитель осквернил святыню. Рембрандт изображает момент, когда все гости, приглашенные на Пир Валтасара, стали свидетелями мистики. Герои заметили кисть руки, аккуратными движениями оставляющую на стене послание: «Мене, мене, текел, упарсин». Однако расшифровка оказалась не под силу даже чернокнижникам, и только Даниил догадался о ее содержании. Неизвестный сообщил им об падении Вавилона. В тот же день на город напали персы и мидяне, а царь, недавно вошедший на престол, погиб.

Контекст

Контекст картины весьма прост. «Пир Валтасара» представляет собой наглядный урок, который поясняет стих из Библии (первое послание апостола Петра 5:5: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»). «Пир Валтасара» — это олицетворение того, что даже у божественных фигур терпение не безгранично.

Где находится картина сейчас

Картина «Пир Валтасара», созданная кистью Рембрандта, находится в галерее, расположенной в Лондоне.

Интересные факты

Пир Валтасара не раз фигурировал в искусстве. К библейской истории обращались многие художники, но картина, сотворенная Рембрандтом, заслуженно занимает особое место в живописи.

  • Надпись, изображённая на холсте «Пир Валтасара», написана на иврите;
  • На протяжении долгого времени Рембрандт ломал голову на тем, как оставить послание так, чтобы его было не прочесть. Интересную задумку предложил Манассе бен Исраэль, товарищ Рембрандта. По его идее буквы нужно было расположить столбиками вертикально;
  • «Мене, мене, текел, упарсин» переводится как «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено»;
  • Рембрандт в работе «Пир Валтасара» показал фигуру супруги, отведя ей образ возлюбленной вавилонского царя;
  • Во время написания «Пира Валтасара», художник не единожды консультировался с раввинами Еврейской общины;
  • Проливающиеся вино несёт в себе символику. Эта деталь олицетворяет то, что чаша терпения высших сил была переполнена.

Неслучайно творение «Пир Валтасара» считается одной из лучших работ кисти Рембрандта. В картине нет лишний деталей, а цветовая палитра и игра света лишь подчеркивают общую атмосферу сюжета. На «Пир Валтасара» можно смотреть очень долго, не отрываясь. Важные детали, которые оставил Рембрандт, лишь дополняют композицию и подчёркивают образы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector