Артаксеркс, Аман и Эсфирь — описание знаменитой картины Рембрандта

В XVII веке многих людей поразила картина Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», написанная на известную и популярную в те времена библейскую историю о величественной, красивой, скромной и умной царице Эсфирь.

Артаксеркс, Аман и Эсфирь

История создания

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» написана в 1660 году голландским художником Рембрандтом Харменесом ван Рейном в последние десять лет его жизни. Историки предполагают, что художник вдохновился сыгранной в 1659 году постановкой пьесы «Эсфирь, или Спасение иудеев» в амстердамском театре, Рембрандт был впечатлен игрой актеров.

Описание и особенности картины

Рембрандт изобразил на картине «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» композицию из двух групп и трех персонажей:

  1. Царь Артаксеркс (Ассур);
  2. Царица Эсфирь;
  3. Царедворец Аман, правая рука царя и верный друг.

Рембрандт с правой стороны своей работы «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» расположил рядом друг с другом Эсфирь и ее мужа царя Артаксеркса, он выделил их светом. Царица только что высказалась, открыла правду царю, ее глаза опущены, они печальны. Ассур был потрясен услышанным, его взгляд застыл, он горько разочаровался в своем друге, он сильно и властно сжимает свой царский скипетр.

С левой стороны, как бы в тени Рембрандт изобразил в одиночестве Амана. Его глаза закрыты, голова и плечи опущены, он сидит сгорбившись, как будто на него давит непосильная ноша. Визирь все осознает и ему морально и психологически тяжело что его не простят и его ждет смерть. В руке он держит чашу, чашу которую он должен испить до дна, получить сполна наказание.

Это трагическое событие происходит во время пиршества, поэтому за столом персонажи Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» восседают на роскошных подушках. В произведении «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» на столе символично изображается блюдо из золота, на котором со стороны Амана расположено яблоко — это как бы интерпретация греховности, а со стороны царской пары лежат виноградные грозди, символизирующие изобилие и продолжение жизни.

Цветовая палитра

Вокруг героев картины Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» изображен темно-коричневого и почти черного цвета полумрак, особенно это заметно в левой стороне картины. Ослепительным и загадочным золотистым свечением в работе Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» озарена молодая и храбрая царица, красота которой подчеркнута великолепными украшениями. Головной убор не скрывает ее золотых волос. Платье с пышными рукавами ярко красного цвета с розовым оттенком и мантия с золотыми блестками сияют как символ победы над злом.

Ближе к центру работы «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» находится фигура царя Артаксеркса, мужа Эсфирь и владыки Персии. На нем сверкающая с золотыми переливами мантия. Яркий желтый цвет с золотистым оттенком сменяется желто-зеленым цветом с теплыми коричневыми оттенками. В картине Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», одетая на тюрбан корона царя, делает его выше всех участников этой молчаливой сцены – это воплощение защиты своей жены и ее народа.

В левой части картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» изображен визирь Аман он находится в тени, его плащ бордово-красного цвета выглядит тусклым, утратившим яркость, отчаяние и безнадежность чувствуется в этой мрачной фигуре.

Сюжет картины

Сюжет картины

Сюжет картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» написан по библейской истории из Книги Есфирь – где жена Артаксеркса царя Персии Эсфирь, попросила его прийти вместе со своим визирем Аманом, на пиршество, которое она приготовила. Царица рассказала своему мужу что его верный друг замыслил уничтожить ее народ. Тут Артаксерксу и открылось коварство Амана, а ведь он считал его своим преданным другом. Рембрандт изобразил в произведении «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» уже завершающий момент, где царица уже обличила Амана, присаживается сложив в напряжении руки, Ассур оцепенел, он ошеломлен услышанным, визирь же ссутулился, и его голова поникла, он теперь бессилен, власть утрачена.

Контекст

Абсолютно ко всем людям Рембрандт относился очень гуманно, и изображает персонажа картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Амана так, чтобы зритель проникся к нему снисхождением и сочувствием и воспринял визиря не злым человеком, а очень страдающим.

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» являет результат – это осуждение и приговор, то есть картина результатом которой явились – искреннее прощение и глубочайшее раскаяние человека, который совершил большую ошибку – это работа Рембрандта «Возвращение блудного сына». Это величайшее произведение художник создал перед смертью.

В этой работе Рембрандта снова трагедия, человек со стыдом и раскаянием приходит после долгих лет отсутствия к отцу и просит на коленях у него прощение. Отец же со своей стороны не осуждает сына, он рад, он его простил и ждал его. И снова Рембрандт в своей картине выражает свою мысль, которая говорит, что суровые испытания могут сблизить людей. Рембрандт ставит выше обид, осуждения, тщеславия и заблуждений такие добродетели как надежду, доверие, взаимопонимание и любовь.

Где находится картина сейчас

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Картина Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — холст, масло; 1660 г.; 73х94 см.; с 1924 г. находится в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Эта знаменитая картина за время своего существования сменила несколько мест своего нахождения:

  1. 1662 год — работа «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» находилась в коллекционном собрании семьи Хинлопен в Амстердаме, потом в Гааге у их родственника по фамилии Хут;
  2. 1760 год — Хут умирает, произведение Рембрандта продается с аукциона и попадает в коллекционное собрание И. Э. Гоцковского;
  3. 1764 год — Гоцковский передал свои картины в счет своего долгового обязательства Екатерине II, впоследствии находилась работа «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» в Эрмитаже;
  4. 1862 год — картина Рембрандта была передана в Румянцевский музей;
  5. 1924 год — произведение «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» передали в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Интересные факты

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» была очень повреждена, на ней появились вздутия и растрескивания. Около четырех раз над ней проводили реставрацию. Последний раз советские реставраторы перевели художественный слой на новый холст и сейчас знаменитой работе Рембрандта ничего не грозит, разрушение остановлено.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector