Экзотическая картина «Турчанка», которую Брюллов написал ближе к позднему периоду своего творчества, отражает необычную, чувственную красоту восточного колорита. Эта работа была создана художником под впечатлением от пребывания на Ближнем Востоке, по пути из Малой Азии обратно в Россию.
История создания
Полотно «Турчанка» было написано в 1837-1839 гг., в Санкт-Петербурге. Работу над картиной Брюллов начал по возвращению из путешествия на Ионические Острова, к Малой Азии. Эту рабочую поездку организовал для него В.П. Орлов-Давыдов. Путешествие выдалось коротким – в Греции Брюллов заболел и отправился обратно. По пути он вынужденно остановился в Константинополе, где, судя по всему, к нему и пришла идея создания холста «Турчанка».
Жанр рассматриваемой картины – живописный портрет. При этом, полотно выполнено в романтическом, близком к ориентальному, стиле, склонявшегося в те годы в сторону интереса к экзотическому Востоку.
Холст «Турчанка» — самый яркий и атмосферный из около десятка произведений, которые Брюллов написал на волне интереса к экзотическим арабским странам.
Описание и характеристики картины
На холсте «Турчанка» художник изобразил молодую девушку с восточным типом внешности, возлежащую на подушках. Брюллов создал портрет крупным планом, на картине героиня видна только по пояс. Грациозная, немного вальяжная поза экзотической красавицы напоминает более ранние изображения одалисок, которые Брюллов, без сомнения, видел в Константинополе.
Композиция работы «Турчанка» очень проста – кроме самой девушки на картине можно рассмотреть только две больших подушки и яркий фон позади. Размеры картины совсем не большие – 66,2×79,8 см. Брюллов написал это произведение на прямоугольном холсте масляными красками.
Цветовая палитра
Восточная тематика в романтической живописи всегда изображалась яркими красками – Брюллов не стал отступать от этой традиции. Яркая, колоритная красота иноземки не теряется даже на фоне насыщенных, глубоких сине-красных оттенков обстановки. Основные цвета, которые он использует на картине:
- Темно-красный.
- Изумрудно-зеленый.
- Бежевый.
- Черный.
- Насыщенно-синий.
- Травянисто-зеленый.
- Кремовый.
- Золотистый.
Сама «Турчанка» окрашена в бежево-золотистые тона, со всех сторон героиня обрамлена яркими, сочными цветовыми пятнами – обивка стены, подушки, покрывала. Отдельного внимания заслуживает цветовая палитра отображенного Брюлловым роскошного головного убора девушки, украшенного синими, красными и серебристыми цветами на золотом фоне.
Сюжет картины
Как практически любой портрет, выполненный крупным планом, «Турчанка» практически лишена развитого сюжета. На полотне Брюллов показывает молодую девушку, прилегшую отдохнуть на диван, или кушетку, застеленную богатыми покрывалами и покрытую большими мягкими подушками. Поза, которую приняла «Турчанка», говорит о расслабленности, томности, легком кокетстве и умиротворенности. Девушка полулежит, слегка поднявшись на локте, обратив полный неги, немного скучающий взор на зрителя.
На картине есть несколько деталей, подчеркивающих благосостояние и высокое происхождение девушки: роскошная обстановка, дорогие ткани, сложный аристократический наряд с замысловатой вышивкой. Брюллов изобразил героиню холста «Турчанка» в ярко-зеленой бархатной накидке, затканной золотом, и богато украшенной чалме, чья бахрома низко спускается на плечи девушки.
Контекст
«Турчанка» была написана в годы, когда Брюллов уже достиг вершины своего художественного мастерства. В тот период его особенно занимали сюжеты, связанные с загадочным, полным чувственности и немного мистическим миром Востока. Предпринятое перед созданием картины путешествие подарило ему множество ярких впечатлений, которые Брюллов постарался отразить в ряде произведений конца 1830-х гг.
Произведение «Турчанка» заключает в себе идею чувственной красоты восточной женщины, приоткрывая завесу таинственного, экзотического мира, который притягивал и пугал европейцев одновременно. Атмосфера Востока здесь немного романтизирована – «Турчанка» воплощает собой живую грезу, фантазию путешественника о сказках «Тысячи и одной ночи».
Романтический образ мастерски перенесен на картину человеком, видевшим этот мир воочию, но предпочитавшим фантастическую грезу все еще завораживающей, но не такой яркой и радужной реальности.
Где находится сейчас
После окончания работы над произведением Брюллов отдал ее в галерею Академии художеств. После этого «Турчанка» некоторое время хранилась в собрании выдающегося коллекционера и мецената Прянишникова Ф.И. – до 1925. Наконец, картина была отправлена в московскую Третьяковскую Галерею, где хранится и на сегодняшний день.
Интересные факты
«Турчанка» принадлежит скорее к малоизвестным полотнам кисти Брюллова, поэтому о ее истории и особенностях известно не так много. В качестве заключения – несколько любопытных фактов об этой картине:
- Существует версия, что холст «Турчанка» и некоторые «итальянские» произведения Брюллов писал с одной и той же женщины, возможно – Ю.П. Самойловой;
- Интерес художника к восточной тематике был вызван кроме прочего романтическими поэмами Жуковского и Пушкина.
- Во второй половине XIX в. картина была отдана в дар коллекции Прянишникова императором Александром II;
- Полотно неоднократно копировалось такими художниками как Ф.О. Будкин, а также И.И. Липин.
Несмотря на то, что «Турчанка» не приобрела такой известности, как «Последний день Помпеи», или «Итальянское утро», она считается одной из лучших романтических картин русской живописи на восточную тематику. В ней есть чувственность, атмосфера экзотики и яркие краски – все, с чем ассоциировался Восток в России и Европе первой половины XIX в.
Еще картины из коллекции Брюллова:
Карл Павлович Брюллов «Смерть Инессы де Кастро»