Картина «Сон монашенки» Карл Павлович Брюллов

Аллегорическая картина Сон монашенки которую Брюллов создал в зените своих творческих сил, открыла в русской живописи целый поджанр «салонных» композиций. Работа создана в уникальной технике, оригинально сочетающей несколько инструментов и стилистических приемов.

Полотно «Сон монашенки»

История создания

«Сон монашенки» был написан достаточно быстро – в 1831 г, на работу ушло меньше года. Брюллов создал это полотно во время первой рабочей поездки в Италию. Картина отличается игривостью и фривольностью сюжета. «Сон монашенки» в полной мере продемонстрировал талант Брюллова, не только как художника, но и как рассказчика, автора аллегорических сценок, наполненных беззлобным живым юмором.

Жанр картины – аллегория, близкая к салонной живописи. Стиль полотна «Сон монашенки» — романтизм с оттенками реализма. Несмотря на воздушность и флер романтической грезы, в композиции можно разглядеть немало бытовых деталей: предметы мебели, элементы монастырского облачения.

Описание и особенности картины

Брюллов изобразил в этой игривой композиции спящую молодую послушницу, судя по всему, готовящуюся принять постриг. Ей снится встреча с молодым человеком – возможно, возлюбленным из прошлой, мирской жизни. В то же время, вверху колокол уже звонит к заутрене, а справа «Сон монашенки» показывает, как пожилая монахиня уже заходит в келью, чтобы разбудить девушку к молитве.

Брюллов выполнил рассматриваемую картину на листе бумаги в форме горизонтального прямоугольника, при помощи акварели, карандаша и угля. Темные фрагменты композиции Брюллов дополнительно обработал лаком и клеем.

Цветовая палитра

Картина выполнена, в соответствии с оригинальным сюжетом и техникой написания, преимущественно в темных, приглушенных тонах. Брюллов использовал для создания произведения «Сон монашенки» следующие оттенки:

  1. Темно-оранжевый.
  2. Бронзовый.
  3. Бежевый.
  4. Темно-коричневый.
  5. Серый.
  6. Черный.
  7. Белый.
  8. Бледно-красный.
  9. Зеленовато-синий.
  10. Травянисто зеленый.

Самая яркая часть изображения «Сон монашенки» – сновидение героини, окрашенное в нежные, жизнерадостные оттенки: белый, зеленый и голубой. Брюллов показывает этим приемом утраченные краски жизни, которые отныне несчастная девушка будет видеть только в мечтах.

Сюжет картины

Карл Брюллов

Сюжетная основа полотна «Сон монашенки» одновременно игрива и трагична. Брюллов рассказывает зрителю о судьбе молодой послушнице, которой вскоре предстоит принять постриг. Однако, в душе она не спешит расстаться с земными мечтами и желаниями. Композиция показывает героиню спящей, грезящей в своих сновидениях о свидании с возлюбленным. В то время как пожилая женщина, возможно, настоятельница, уже входит в комнату, чтобы поднять девушку к заутрене – на время Брюллов намекает через звонящий колокол.

Размер оригинального полотна невелик – всего 22,5×27,4 см. Несмотря на это, композиция «Сон монашенки» условно разделена Брюлловым на три части: левую, с окном, в которое видно башню и колокол, центральную, где спит послушница, и правую, показывающую входящую пожилую женщину.

Контекст

«Сон монашенки» написан в подражание игривым жанровым картинам итальянских художников позднего романтизма. Немного фривольный тон и легкая, словно воздушная атмосфера мечты и фантазии сочетается в ней с хорошо уловимым психологизмом и социальным подтекстом. Картина не дает ответа – было ли решение девушки уйти в монастырь свободным, или же ее к этому принудили.

Особое значение Брюллов придает выражениям лиц героев. На губах спящей играет мечтательная улыбка. Лицо же пожилой монахини на картине отражает тревогу – она, скорее всего, понимает, что творится в душе юной послушницы. «Сон монашенки», с одной стороны, мягко иронизирует над сложившейся ситуацией, борьбой молодости и жизнелюбия с тяжелыми религиозными обетами.

С другой стороны, картина выражает сочувствие Брюллова к героине, слишком рано похоронившей себя в стенах монастыря.

Где картина находится сейчас

Где находился лист «Сон монашенки» с момента своего создания до последнего десятилетия XIX в., неизвестно. Ясно только, что к концу столетия картина оказалась в собственности княгини Марии Тенишевой – в 1898 г. она преподнесла ее в дар Русскому музею. Там «Сон монашенки» хранится и на сегодняшний день.

Интересные факты

Русский музей

Произведение «Сон монашенки» — выразительный пример жанровой живописи 1830-х годов, одновременно игривой и наполненной романтизмом. Несколько интересных фактов о картине:

  1. Для создания эффекта сияния Брюллов использовал в композиции бронзовый порошок.
  2. Эмблема на двери кельи и одеждах монахини говорит о принадлежности обеих героинь акварельного листа «Сон монашенки» к монашескому ордену Сердца Иисуса.
  3. Над дверью в правой части композиции Брюллов поместил надпись на латыни «Ога Pro Nobis», что означает «молись за нас».

Полотном «Сон монашенки» живописец открыл в России моду на салонные картины с игривыми аллегорическими сюжетами. Тем не менее само вышеописанное произведение не признается искусствоведами образцом этого поджанра.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector