Картина Нашествие Гензериха на Рим — описание знаменитого творения Карла Брюллова

Историческая картина Нашествие Гензериха на Рим, которую Карл Брюллов создал под впечатлением от путешествия по Италии – одно из самых ярких и масштабных полотен этого художника. «Нашествие Гензериха на Рим» отражает трагический момент в жизни древнеримской цивилизации на закате античной эпохи.

Полотно «Нашествие Гензериха на Рим»

История создания

Холст «Нашествие Гензериха на Рим» был написан в 1836 г., но первый эскиз его Брюллов создал около 1834 г. Мысль о создании картины на эту тему пришла художнику еще во время пребывания в Италии в 1833 г., но работу над произведением Брюллов начал уже в Москве. «Нашествие Гензериха на Рим» было заказано ему А.А. Перовским. Написав эскиз, художник на время утратил интерес к работе, но вскоре, по настоянию друзей и знакомых, все-таки закончил картину.

Жанр полотна – батальная историческая живопись. Стиль композиции «Нашествие Гензериха на Рим» — романтизм. По накалу драматизма и романтического пафоса произведение напоминает «Взятие крестоносцами Константинополя» кисти Делакруа.

Описание и особенности картины

«Нашествие Гензериха на Рим» изображает кульминационный момент разграбления войском предводителя племени вандалов столицы крупнейшего античного государства, происходившего в 455 г. Африканские воины германского короля грабят и разрушают все вокруг. В центре композиции Брюллов показывает похищение императрицы Евдокии и ее дочерей. Художник концентрирует драматический накал картины в этой сцене – ведь именно Евдокия привела в империю вандалов, рассчитывая использовать их в своей борьбе за власть.

Композиция «Нашествие Гензериха на Рим» написана на холсте в форме горизонтального прямоугольника, масляными красками. Оригинальные размеры этой картины — 88×117,9 см.

Брюллов тщательно прорисовывал детали на полотне, создавая яркие контрасты и целую галерею выразительных фигур.

Цветовая палитра

Композиция «Нашествие Гензериха на Рим» выполнена в естественной, преимущественно светлой гамме, плавно темнеющей к нижнему левому углу. Для создания этого полотна Брюллов использовал нижеперечисленные цвета:

  1. Светло-зеленый.
  2. Холодный желтый.
  3. Голубой.
  4. Коричневый.
  5. Темно-серый.
  6. Кремово-белый.
  7. Красный.
  8. Темно-синий.

Красные и синие пятна, окрашивающие детали одежды героев, создают на картине броские цветовые контрасты. Основной тон зданий на холсте «Нашествие Гензериха на Рим» – желтовато-зеленый., подсвеченный в отдельных местах золотистым оттенком.

Сюжет

Карл Брюллов

Брюллов взял за сюжетную основу один из ключевых моментов противостояния величественного, но одряхлевшего античного мира и варварского, но полного жизни и энергии мира германских племен. «Нашествие Гензериха на Рим» демонстрирует сцену разграбления Вечного города, когда войска короля вандалов уже вторглись за городские стены.

Варвары на холсте Брюллова хватают людей, выносят утварь из храмов, на заднем плане картины виднеется разгорающийся пожар.

В правой стороне полотна «Нашествие Гензериха на Рим» заметна фигура епископа, сверкающая бело-золотистым облачением – его поза статична, а лицо выражает только тихую скорбь. Он понимает, что уже ничего не сможет поделать. На лицах императрицы и ее дочерей Брюллов показал застывший ужас. Сам повелитель древних германцев сидит на коне, его фигура на картине преисполнена силы и решительности.

Контекст

Идейное наполнение и атмосфера холста «Нашествие Гензериха на Рим» напоминает знаменитый «Последний день Помпеи». В обеих картинах заметно чувство великой катастрофы, неизбежной гибели целой цивилизации. А также – мотив кары за грехи и неизбежного упадка по причине многолетней деградации. Именно поэтому Брюллов выдвигает на первый план своей картины императрицу Евдокию – главную виновницу вторжения.

Сами вандалы показаны в композиции «Нашествие Гензериха на Рим» в виде почти безликих, обобщенных типажей завоевателей и варваров, какими их представляли в Новое Время. Единственной яркой личностью Брюллов представил самого короля – его образ на картине разительно отличается от остальных захватчиков и напоминает раннесредневекового рыцаря.

Где находится сейчас

Сразу после написания Брюллов отдал произведение заказчику – меценату и писателю А.А. Перовскому. История картины в последующие полвека неизвестна. В конце XIX в. полотно было подарено Третьяковской галерее. Там «Нашествие Гензериха на Рим» выставляется и сейчас.

Интересные факты

«Нашествие Гензериха на Рим»

Представленная картина – одна из самых выразительных работ русской живописи, посвященных античной и раннесредневековой истории. Несколько интересных фактов о полотне «Нашествие Гензериха на Рим»:

  1. Многие искусствоведы считают, что интерес к падению Римской империи возник у Брюллова после прочтения сборника Гоголя «Арабески».
  2. Известно, что эскиз картины художник показывал Пушкину, и он одобрил произведение, и даже упомянул его в письме к жене.
  3. О фигуре священника в правой части холста существуют различные мнения. Одни считают, что это епископ, другие – что Брюллов изобразил на ступенях храма Папу Льва I.

«Нашествие Гензериха на Рим» стало первым крупным успехом Брюллова после самого известного холста художника «Последний день Помпеи». В произведении о разорении Вечного города автор продолжил развивать свое мастерство баталиста и драматурга от живописи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector