«Итальянский полдень» картина Брюллова о девушке, собирающей виноград в жаркий летний июльский день

Картина «Итальянский полдень»

Пасторальная картина «Итальянский полдень», которую Брюллов написал на исходе первой четверти XIX в., представляет собой пример классической живописи. Композиция, выполненная в тёмной гамме, смотрится ярко и выразительно за счёт насыщенных оттенков и чёткой прорисовки деталей, свойственных картинам этого художника. «Итальянский полдень» вызвал неоднозначную реакцию критики своего времени, что не помешало произведению стать одним из знаменитейших полотен русской живописи первой половины XIX века.

Пасторальная картина «Итальянский полдень»

История создания

Картина «Итальянский полдень», ставшая вершиной творчества Брюллова, была написана в 1827 г., в Санкт-Петербурге. История полотна начинается в 1823 г., когда Брюллов, будучи в Италии, написал композицию «Утро». Картина была отдана в дар Обществом поощрения художников императорской семье. Несколько лет спустя новый император Николай I заказал для императрицы Александры Федоровны ещё одно полотно, в пару к «Утру». Работа «Итальянский полдень», несмотря на схожесть стилистики, была плохо принята столичным критиками.

Жанр полотна «Итальянский полдень» колеблется между портретом и пейзажем. Брюллов написал эту картину в популярном тогда романтическом стиле. Этот направление, расцвет которого в живописи пришёлся на первую четверть XIX в., особенно нравилось императрице, любившей романтические пейзажи и пасторальные жанровые картины.

Автор

Родился Карл Павлович Брюллов ранней зимой 1799 г. в Петербурге. Семья будущего живописца была тесно связана с изобразительным искусством – отец его был скульптором, дед – академик скульптуры. Поэтому свое обучение искусству Брюллов начал с раннего детства. В 1809 г. он поступает в Академию художеств, которую оканчивает в 1821 с золотой медалью. За успехи в учёбе Брюллов получает путешествие в Италию, где работает над ранними пейзажами и портретами до 1824 г.

После возвращения в Россию художник быстро приобретает известность, его картины имеют успех как на Родине, так и за рубежом. В 1835 г. Брюллов совершает поездку в Грецию, затем – в Турцию. Весь оставшийся год живописец живёт в Москве, но в 1836 г. возвращается в Петербург. Брюллов был известен не только жанровыми композициями, но и портретами известных людей: Крылова, Кукольника, Жуковского.

Деньгами, вырученными совместными усилиями от продажи портрета Жуковского, художник по настоянию самого Василия Андреевича выкупил из крепостничества своего будущего ученика Тараса Шевченко.

К 1849 здоровье Брюллова было серьёзно подорвано, и врачи рекомендовали ему переезд на юг. В 1850 г. живописец обосновался в Италии. Последние годы Брюллов провел в доме А. Титтони, единомышленники Гарибальди. Умер художник в июне 1852 г., в местечке Манциана, неподалёку от Рима.

Описание и особенности картины «Итальянский полдень»

Композиция полотна «Итальянский полдень» проста и незатейлива. На картине Брюллов изобразил молодую южанку, собирающую виноград. Девушка стоит на лестнице, держа в одной руке корзину, в другой – спелую кисть винограда – «Итальянский полдень» посвящён уборке урожая. Восторженный взгляд её обращен к ярким, сочным ягодам. Яркий свет заливает фигуру героини, оставляя фон в полутени. Брюллов при работе над картиной всегда акцентировал внимание на правильном естественном освещении – поэтому его пейзажи и портреты настолько выразительны.

«Итальянский полдень» наполнен ощущением цветущего лета, молодости, радости жизни.

Оригинальные размеры полотна – 64×55 см. Форма холста «Итальянский полдень» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана масляными красками на деревянном холсте.

Цветовая палитра

Картина «Итальянский полдень» выполнена преимущественно в тёплых, натуральных тонах. Брюллов использовал в композиции следующие оттенки:

  1. Желтовато-зеленый.
  2. Изумрудный.
  3. Кремовый.
  4. Бордовый.
  5. Розовато-бежевый.
  6. Светло-коричневый.
  7. Темно-серый.

Центральная фигура полотна «Итальянский полдень» – девушка – контрастирует с затененным фоном за счёт яркого освещения и тёплых, кремово-бежевых тонов. А за счёт блестящих чёрных волосы героини Брюллов создает в композиции плавный переход от светлых к более насыщенным, тёмным оттенкам. Выразительным акцентом, уравновешивающим пышность зелени, является на холсте «Итальянский полдень» бордово-красная шаль, перекинутая девушкой через предплечье – скорее всего, из-за летнего зноя.

Сюжет картины

«Итальянский полдень» отображает средиземноморские виноградные поля и процесс сбора урожая. Молодая крестьянка забирается по приставной деревянной лестнице к верхним плетям лозы, чтобы сорвать поспевшие гроздья и положить их к тем, что уже виднеются из плетеной корзины в правой нижней части картины. Солнечный луч падает прямо на гроздь винограда, заставляя каждую ягоду блестеть и переливаться золотисто-зелеными бликами.

За несколько лет до написания полотна Брюллов побывал в Италии и собственными глазами видел сбор винограда – потому композиция смотрится не только живописно, но и правдоподобно.

Все внимание автор сконцентрировал на одной героине – кроме неё «Итальянский полдень» показывает только несколько виноградных плетей и верхнюю часть лестницы. Сюжет явно перекликается с написанной ранее работой, где центром композиции также является черноволосая молодая крестьянка.

Контекст

Ключевая идея произведения «Итальянский полдень» — радость жизни, цветение природы и молодости, наслаждение красотой и свежестью летнего дня. Средиземноморские мотивы всегда привлекали Брюллова яркостью и насыщенность красок и тонкой гармонией пейзажей.

Картина «Итальянский полдень» напоминает по стилю и настроению пасторали конца XVIII в. с садовницами и пастушками. Только, в отличие от более ранних живописцев, Брюллов изобразил на своем холсте «Итальянский полдень» не аристократку, облаченную в простонародный наряд, а настоящую крестьянку – румяную, полную, непосредственную, лишенную манерности, но преисполненную жизни и энергии. Это произведение не пародирует жизнь народа, а отображает её без условностей и стилизаций.

Где картина находится сейчас

«Итальянский полдень» почти столетие хранился в коллекции императорской семьи – вместе с первой работой, с которой она составила своеобразную диалогию. После Революции картина была национализирована и отправлена в Русский музей, в галерее которого полотно выставляется и по сей день.

Интересные факты

Русский музей

Композиция «Итальянский полдень» на момент создания не принесла Брюллову успеха, зато позволила развить мастерство работы с натуры и определить для себя направление, в котором он будет продвигать свое искусство до завершения творческого пути. Несколько любопытных фактов о картине:

  1. «Итальянский полдень» писался при естественном освещении, во время работы художник стоял под настоящей виноградной плетью.
  2. Скандал после первой демонстрации картины был вызван нетипичным, далёким от академический канонов изображением девушки, и привёл к разрыву автора с Обществом поощрения художников.
  3. В 1831 г. Брюллов создал уменьшенную копию картины «Итальянский полдень», которая хранится теперь в Третьяковской галерее.

Несмотря на недооцененность современниками, сегодня «Итальянский полдень» считается самым популярным и востребованным произведением Брюллова.

Еще картины из коллекции Брюллова:

Карл Павлович Брюллов «Смерть Инессы де Кастро»

Портрет Гончаровой Натальи Николаевны Брюллов

Брюллов «Осада Пскова»

Карл Павлович Брюллов «Нарцисс»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: