Картина Гадающая Светлана 1836 год, Карл Брюллов

Картина Гадающая Светлана, Карла Брюллова, стала первой и последней работой русского художника на тему быта русского народа. При ее написании Брюллов пользовался маслом.

«Гадающая Светлана» Карл Брюллов

История создания

«Гадающая Светлана» — это творение, созданное Карлом Павловичем Брюлловым (известным русским художником). Эту работу автор создал в 1836 году, основываясь на произведении В. А. Жуковского «Светлана». Он ее сотворил, остановившись в Москве, где он оказался 25 декабря в 1835 году (6 января в 1836 году). «Гадающая Светлана» относится к жанру романтизм. Она посвящена бытовой сцене и национальному русскому укладу. Находится в Нижнем Новгороде в государственном художественном музее.

Описание и особенности картины

Оригинальные размеры: 94×81 см. Карл Павлович в своей работе «Гадающая Светлана» демонстрирует образ красавицы, которая долгое время готовилась провести обряд. Героиня переживает и ждёт своего суженого, однако она не знает кого именно увидит: образ любимого или черта, решившего подшутить над ней. Полотно «Гадающая Светлана» иллюстрирует мистическую, но в то же время сказочную атмосферу. Девушка облачена в национальный русский костюм: сарафан красного цвета, который девушки надевали на праздник, кокошник, большие бусы в два ряда из жемчужных бусин. Героиня смотрится в зеркальную гладь, окружённую тяжёлой оправой, а слева от нее в подсвечнике светит пламя свечи. Брюллов красочно изображает весь спектр эмоций «Гадающей Светланы». Девушку пугает игра с темной магией, но ей это также и любопытно.

Цветовая палитра

Брюллов написал картину «Гадающая Светлана», придерживаясь гаммы темных оттенков, которые отлично подчеркивают всю мистичность и загадочность момента. Автор сохраняет теплые оттенки, придающие контраст:

  1. Коричневый;
  2. Красный;
  3. Желтый.

Девушка, находящаяся в окружении мягкого света пламени свечи, очень резко выделяется среди мрачного фона светлицы, в котором все, расположенное за спиной гадающей, буквально плавает в темноте. Золотисто-коричневые тона отлично сочетаются с чернотой. Сарафан коричневого цвета, блуза светлого оттенка, коричневая рама – все это хорошо перекликается между собой. Самым ярким элементом является красный кокошник, смягченного оттенка в тон всей иллюстрации. Брюллов настолько умело подбирает цвета, что улучшает восприятие зрителя, позволяя стать одним целым с изображенным эпизодом и наблюдать за Светланой будто бы вживую. Национальный колорит «Гадающей Светланы», тёплые цвета и мазки позволяют прочувствовать столкновение с мистикой и напряженностью в обряде гадания как элемента русского обихода.

Сюжет картины

«Гадающая Светлана» иллюстрирует эпизод из баллады В. А. Жуковского «Светлана». Брюллов изображает момент гадания во время Святок, на которое решилась героиня. Красавица обращена спиной к зрителям. Она одета в традиционный костюм, а рядом с ней расположены свеча и зеркало, в котором показывается напуганное и заинтересованное лицо девушки, вглядывающейся в зеркальную поверхность с желанием лицезреть избранника.

Контекст

В подтексте работы «Гадающая Светлана» зеркало является предметом связи с иным миром, а отражение девушки — двойственностью толкования, которая принадлежит романтизму. Момент гадания представляет собой некое стремление покинуть пределы реального мира.

Главная мысль, которую хотел показать Брюллов — это изображённый порыв узнать неизвестное в самом себе и поиск ответов на вопросы, часто противостоящих с внутренним «я».

Где находится картина сейчас

Картина Брюллова «Гадающая Светлана» находится в государственном художественном музее в городе в городе Нижний Новгород.

Интересные факты

Свою популярность Брюллов заполучил после работы над шедевром «Последний день Помпеи», а «Гадающая Светлана» стала следующей работой любимца императора. Она получилась скромнее, но с более глубоким смыслом.

  1. «Гадающая Светлана» была написана по истечении нескольких месяцев после того, как автор возвратился в Россию по требовательному настоянию Николая первого;
  2. Прожив в комфортной и свободной Италии, Брюллов не желал приезжать в Россию, но опасался гнева властей, так как не раз уже игнорировал приказы о возвращении на родину;
  3. Брюллов написал «Гадающую Светлану» для друга, причем за короткий срок;
  4. Художник сам был свидетелем гадания перед тем как сотворить свою картину. Благодаря этому работа получилось более реалистичной;
  5. Не полную осведомленность художника по поводу процесса гаданий выдает один элемент на картине «Гадающая Светлана» — шнурок, со скрытым под рубашкой крестом. Гадающие знают, что перед гаданием крест нужно обязательно снять;
  6. Жуковский называл Брюллова Карлом Великим. Художник не единожды писал иллюстрации к работам поэта. Например, он также работал над картиной «Пери и ангел» по сюжету баллады.

Работа Брюллова получила огромное признание и стала одной из лучших в своем жанре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector