Драматичная картина Кораблекрушение, которую Айвазовский создал в поздний период своей жизни, отражает типичный для маринистов сюжет. Это произведение осталось практически незамеченным среди более эффектных и знаменитых картин феодосийского художника. Тем не менее «Кораблекрушение» отлично иллюстрирует мастерство и творческие достижения таланта Айвазовского как мариниста и одного из самых выдающихся живописцев второй половины XIX века.
История и характеристики полотна
Об истории произведения «Кораблекрушение» неизвестно практически ничего. Эту картину Айвазовский написал в 1884 г., скорее всего – в своей феодосийской мастерской. На создание полотна мариниста вдохновило путешествие по Средиземному морю, предпринятое в 1882-1883 гг., сразу после заключения второго брака, со вдовой купца из Феодосии Анной Бурназян.
Жанр картины «Кораблекрушение» — морской пейзаж, стиль произведения – романтизм – его знаменитый маринист придерживался на протяжении всего своего творческого пути. Оригинальные размеры полотна неизвестны, форма – горизонтальный прямоугольник. Полотно «Кораблекрушение» Айвазовский создал, по обыкновению, на холсте масляными красками. На сегодняшний день картина принадлежит Армении. «Кораблекрушение» выставляется в Ереване, в армянской Государственной картинной галерее.
Биография автора
Иван Константинович Айвазовский, или Ованес Геворкович Айвазян, появился на свет в конце июля 1817 г., в Феодосии. Будущий художник был родом из купеческой семьи. Решение посвятить жизнь живописи Айвазовский принял, будучи подростком. Он получил отличное образование:
- Начальное обучение Айвазовский прошел в уездном училище Феодосии.
- После – закончил гимназию в Симферополе, где учился живописи у И.-Л. Гросса.
- В 1833 г. Айвазовский хлопотами градоначальника Казначеева принят в Академию художеств в северной столице. Там живописец создал свои первые картины – под руководством Воробьева (пейзажи), Таннера (морские сюжеты) и Зауервейда (батальные полотна).
- В 1838 г. Айвазовский раньше положенного выпустился из Академии, получив золотую медаль.
После выпуска маринист отправился в рабочие путешествия. В 1838-1840 гг. Айвазовский писал картины в Крыму, в 1840-1844 гг. объездил значительную часть Европы. Уникальный талант и мастерство мариниста принесло художнику общеевропейское признание уже в молодые годы. По возвращению в Российскую империю живописец получает назначение в Главный морской штаб и должность профессора Академии художеств.
В своей насыщенной разнообразными событиями жизни Айвазовский успел изъездить полмира, стать свидетелем настоящих морских сражений, заняться благотворительностью, развитием искусства и благоустройством родного города – Феодосии. Айвазовский продолжать писать картины и в преклонные годы. Многие выдающиеся его произведения, такие как «Среди волн», «Кораблекрушение» и «Морской залив» написаны на закате жизни художника. Умер один из самых выдающихся маринистов в 1900 г., в возрасте 81 года.
Сюжет и композиция картины
Сюжет картины «Кораблекрушение» трагичен – произведение изображает людей, потерпевших крушение корабля, но спасшихся на шлюпке. Маленькое судно сражается с набегающими волнами в свете заходящего солнца, вынося своих пассажиров к спасению. Шлюпку Айвазовский разместил в самом центре полотна «Кораблекрушение», она занимает большую часть картины. Справа судну угрожает нарастающая стеной гигантская волна. Однако, дополняя композицию «Кораблекрушение» пробивающимися с той же стороны лучами восходящего солнца, Айвазовский дает надежду на спасение.
В шлюпке – 14 человек, спасшихся с утонувшего корабля. «Кораблекрушение» показывает их яростно гребущим веслами в попытках преодолеть сопротивление разбушевавшейся стихии. Человек, близко к носу судна, размахивает платком, подавая сигнал бедствия. По сюжету полотна «Кораблекрушение», на море продолжается шторм – ветер неистовствует, волны накатывают одна выше другой. Но тучи уже редеют, постепенно рассеиваясь и пропуская солнечный свет. Это значит, что скоро шторм утихнет и пережитое кораблекрушение не станет роковым для тех, кто отчаянно борется за жизнь в одинокой шлюпке.
Цветовая палитра
«Кораблекрушение» выполнено скорее в теплой гамме оттенков. Холодным остается только левый нижний угол картины, куда не попадает солнечный свет. В композиции «Кораблекрушение» преобладают следующие тона:
- Темно-синий.
- Бледно-голубой.
- Розовый.
- Сиреневый.
- Фиолетовый.
- Бежевый.
- Коричневый.
Главным цветовым акцентом произведения является шлюпка – в ней преобладают оттенки коричневого, красновато-бежевого и белого. Солнечные лучи пронизывают все полотно, но, в отличие от многих других работ этого художника, самого светила в композиции не видно.
Фон картины — синий и голубой, с розовато-сиреневыми оттенками рассветных лучей. Плавные, но выразительные переходы сине-серых и голубых тонов, которыми Айвазовский вырисовывал волны, создают эффект динамики, бесконечного движения вод, вздымаемых штормовым ветром. В целом, композиция «Кораблекрушение», несмотря на драматичный сюжет, оставляет у зрителя ощущение гармонии и умиротворения, не вызывая тревоги и ожидания неизбежной катастрофы, как в случае с большинством картин с подобным сюжетом.