Всемирный потоп — библейская картина И. К. Айвазовский

Картина "Всемирный потоп"

Библейская картина «Всемирный потоп», которую Айвазовский создал в расцвете творческих сил – одно из немногих жанровых полотен мариниста. Произведение написано на известный сюжет из Ветхого завета и позволяет автору отразить всепоглощающую мощь и неистовую ярость морской стихии. «Всемирный потоп» считается одной из знаменитейших картин религиозной тематики, созданных в XIX веке.

Картина "Всемирный потоп"

Краткая история полотна

Произведение «Всемирный потоп» создано в 1864 г. На воплощение этого сюжета мариниста вдохновили итальянские религиозные фрески и картины, виденные им в Риме, Венеции и Ватикане. Работу над масштабным полотном Айвазовский начал еще в 1862 г., но после он заново взялся за работу над тем же произведением. В результате появились два варианта картины – одна написана акварелью на листе бумаги, другая – масляными красками на холсте. Жанрово «Всемирный потоп» принадлежит к религиозной живописи, композиция его близка к направлению романтизма.

Впервые «Всемирный потоп» был представлен широкой аудитории на ежегодной выставке, организованной Академией художеств. Картина имела колоссальный успех и была с восторгом принята критиками и простыми зрителями. В 1865 г. Айвазовский продал полотно императору Александру II, который, в свою очередь, передал его в Эрмитаж. В 1882 г. картина побывала в Москве, на Всероссийской выставке, а в 1891 г. – на Международной выставке в Германии, в Берлине. На данный момент «Всемирный потоп» хранится в Государственном русском музее в Михайловском замке (Петербург).

Биография автора

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии, в 1937 г. При рождении он получил имя Ованес Геворкович Айвазян – художник принадлежал к именитой купеческой семье армянского происхождения. Проявивший с детства незаурядные способности, Айвазовский получил хорошее образование. Будущий живописец окончил феодосийское училище, в 1830 г. стараниями Казначеева был зачислен в Симферопольское училище, а уже в 1833 г. Айвазовский стал студентом Академии художеств.

Учился художник сначала у Воробьева, затем перешел к французскому маринисту Таннеру, после – завершил образование у баталиста Зауервейда.Впервые свои работы Айвазовский выставил в галерее Академии в 1836 г. В следующем, 1837 г. маринист выпустился из учебного заведения с золотой медалью, спустя год отправился в поездку по Крыму. В 1840 г. Айвазовский посетил Европу – побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Нидерландах.

Картины молодого живописца получили признание европейской аудитории. По возвращению на Родину Айвазовский поселился в Феодосии и получил назначение художником в Главный морской штаб империи. В последующие годы маринист активно работает, путешествует по миру, выставляется в крупнейших городах России, Европы и США. Одновременно Айвазовский занимается благоустройством и культурным развитием Феодосии. Умер прославленный художник весной 1900 г.

Описание картины

Полотно «Всемирный потоп» раскрывает распространенный сюжет из Библии. Айвазовский выбрал его, как и другой известный мотив «Хаос. Сотворение мира» из-за морских пейзажей. Картина «Всемирный потоп» отображает мировое бедствие, поглотившее в толще воды практически все живое на Земле. Композиция изображает момент, когда почти вся суша оказалась затопленной, кроме самых высоких скал – именно на такой нашла временное убежище группа людей в центре полотна. Оригинальный масштаб холста «Всемирный потоп» 246,5×319 см. Картина настолько большая, что способна занять почти всю стену.

В отличие от большинства других своих катастрофических сюжетов, в работе «Всемирный потоп» Айвазовский не может оставить героям надежды – все они неизбежно погибнут. Люди в отчаянии протягивают руки в сторону восходящего солнца – но оно не способно усмирить стихию и приносит лишь временное облегчение. Тучи и море на холсте «Всемирный потоп» одинаково густые, мрачные, непроницаемые. Вода обманчиво спокойна, но дождь продолжает идти – грозовые тучи плотно заволокли небо, не оставляя сомнений в исходе изображенной катастрофы.

Цветовая гамма

«Всемирный потоп» выполнен в естественной гамме оттенков, которая колеблется от ярких светлых, до почти черных оттенков. Цветовое решение работы разделяет ее на две части – ту, что освещается теплым солнечным светом и ту, что теряется во мраке. Айвазовский использовал для композиции «Всемирный потоп» следующие тона и оттенки:

  1. Серый.
  2. Кремовый.
  3. Желтый.
  4. Бледно-бежевый.
  5. Темно-голубой.
  6. Темно-зеленый.
  7. Синий.

Свет проглядывающего сквозь тучи солнца, которое Айвазовский изобразил в левом верхнем углу картины, освещает скалу, окрашивая ее в теплые желтые и бледно-бежевые оттенки. Синие покрывала служат ярким акцентом на фоне серого камня. Вода в композиции «Всемирный потоп» переливается темно-зелеными и серо-голубыми тонами. Небо – сумрачно-серое с зеленовато-голубыми отблесками.

Интересные факты

Ветхий завет

«Всемирный потоп» — одна из известнейших картин, иллюстрирующих Ветхий завет. Айвазовский отобразил ее со всем мастерством мариниста, реалистично отразив ощущение ужаса и безысходности перед лицом беспощадной природной катастрофы. Несколько любопытных фактов об этой картине и ее авторе:

  1. На финальном этапе работы Айвазовский назвал «Всемирный потоп» лучшей своей картиной.
  2. Полотно было представлено на персональной выставке мариниста в Академии художеств вместе с другой религиозной картиной «Хаос». И она, и «Всемирный потоп» были куплены Александром II, большим поклонником творчества Айвазовского.
  3. В 1897 г. другой император – Николай II – подарил «Всемирный потоп» вместе с некоторыми другими картинами Русскому музею.
  4. Холст имеет настолько масштабные размеры, что оригинал редко выставляется в галерее музея – он занимает слишком много места.

Айвазовский редко писал картины со сложным сюжетом, но такие произведения как «Всемирный потоп» доказывают, что художнику-маринисту подчинялись любые жанры и темы. Он обладал талантом реалистичного отображения и мрачной красоты бушующей стихии и шокирующей остроты человеческой драмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: