В.Л. Боровиковский: история создания портрета Марии Ивановны Лопухиной

В период расцвета творчества В.Л. Боровиковского был написан портрет Марии Ивановны Лопухиной. Этот период славится правлением Екатерины II и Павла I. Именно в этот период особой ценности достигли праздничные портреты, отличающиеся торжеством.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

История создания портрета Марии Лопухиной

Портрет М.И. Лопухиной был написан по заказу супруга женщины С.А. Лопухина – камергера при дворе и егермейстера. Картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку она представляет собой кардинальное воплощение эстетических параметров сентиментализма.

На полотне портрета изображена еще юная 18-летняя девочка, которая принадлежит к дворянам. Девочка недавно была отдана замуж и этот портрет – подарок супруга. Картина не может не очаровывать и не завораживать взгляд зрителя.

Описание:

  1. Полотно было создано в 1797 году.
  2. Картина выполнена в портретном жанре.
  3. Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
  4. Размер картины достигает 72х53.5 см.
  5. Сегодня полотно располагается в Третьяковской галерее в Москве.

Краткие сведения об авторе

Художник Владимир Боровиковский

Владимир Боровиковский обрел свою популярностью благодаря уникальным работам, выполненным в портретном жанре. Мастер сумел объединить устои классицизма и сентиментализма. В самых значимых для него портретах модели были изображены не в парадных костюмах, а в домашних нарядах. На заднем фоне виднеются не парадные дворцовые стены, а природный пейзаж.

Художник старался передавать гармоничное сочетание человека и природы. В. Боровиковский старался показать зрителю внутренний мир своих персонажей. Тем не менее, на многих портретах мастер отображает сходство между всеми натурами, придавая им женственность и фамильное родство.

Среди самых интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить:

  • В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, произносились импровизированные молитвы и предсказания.
  • Многие работы В. Боровиковского до сих пор считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
  • Художник стал учителем известного мастера Алексея Венецианова.
  • Именно Боровиковский на протяжении длительного периода воспринимался царями в качестве художника.

Характеристики полотна

На полотне Лопухина располагается на фоне природы, которая размыта, словно она находится в дыму. Через пелену все же проявляются березки, цветы и облака. Лопухина изображена В. Боровиковским в белом платье. Талию же подчеркивает голубой поясок.

Столь милое и в тоже время обаятельное лицо Лопухиной отличается молодостью, свежестью и нежностью. Лопухина все еще имеет мечтательный взор, который направлен в сторону зрителя и легкой таинственной улыбкой. Согласно замыслу Боровиковского, полотно должно передавать зрителю гармонию и уединение человека с природой.

Боровиковский сумел передать не только внешние черты девушки, но и отобразил ее душевный мир, проявив его особой задумчивостью и скорбью. Тем не менее, картина не перестает передавать простоту женской красоты, ее роскошь и постепенное увядание, которые так присущи искусству той эпохи – сентиментализму.

Непринужденно, но гармонично красота Лопухиной сочетается с невероятно притягательным видом заднего фона. Такая гармония выражается Боровиковским склоненной березой и флексурой талии героини, цветовое сочетание васильков и пояса девушки, а также колосьев золотого окраса и браслета, расположенного на руке девушки.

За основу Боровиковским были взяты отдаленные тона серебристого, бледно-голубого и нежно-зеленого оттенков. Художник придает Лопухиной особой лиричности. Согласно мнению современников, портрет Лопухиной позволяет понять идеал русской женщины, характерный эпохе сентиментализма. Художник сумел передать нежную чувствительность Лопухиной.

Характеристика образа

Образ Лопухиной опленен нежностью, небывалым смягчением черт, душевным умиротворением и спокойствием, ощущаемое в портрете героини: в ее позе, в легком повороте головы, в выражении лица.

Также стоит отметить гармоничность и мелодичность всех линий и деталей Лопухиной. Без внимания не стоит оставлять цветы, которые были сорваны задолго до написания портрета и уже успели поникнуть. Неужели это зарисовка Боровиковского? А может это смысл бытия? Ранее цветы символизировали красоту, которая в скором времени начинает блекнуть. Именно такой, по мнению В. Боровиковского, была красота женщин.

Тем не менее, Боровиковский уделяет внимание тонкостям Лопухиной, ее уходящей красоте, душевной скорби, которая едва заметна и добавляет тонкую колористику портрета.

Согласно мнению многих искусствоведов, портрет Марии Ивановны Лопухиной представляет собой настоящий шедевр, который символизирует начало нового периода в портретном направлении, период, когда мастер может не подчеркивать статус своей модели, а уделяет внимание ее значимости, личным показателям: настроению, переживаниям, мыслям. Чтобы не выражать душевные переживания своих моделей он передает их с помощью интерьера и декоративных компонентов.

Выводы

Именно портрет Марии Ивановны Лопухиной позволил сохранить невероятную красоту женщины, несмотря на столь суровую судьбу, ведь она умерла в 23 года. Интересен факт, что после смерти девушки, по городу стали ходить слухи, словно именно этот портрет и погубил девушку. Однако современники эти слухи связывают с отцом девушки, который состоял в масонской ложе и воздействовал на ум окружающих.

Некоторые же обвиняли и самого Боровиковского, размышляя о том, что сила его мастерства настолько велика, что способна воздействовать на человека. И только спустя 100 лет подобные слухи перестали распространятся и перестали будоражить человечество. После, картина Боровиковского была приобретена П.М. Третьяковым, который и разместил портрет Лопухиной в своей галерее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector