Куликовская битва с татаро-монголами в 1380-м году – один из знаковых событий русской истории. Картину «Поединок Пересвета с Челубеем» художник Михаил Авилов создал, вдохновившись именно этим моментом. Относительно самого исторического боя споры ведутся до сих пор, а картина вошла в золотой фонд русской исторической живописи.
История создания
«Поединок Пересвета с Челубеем» был написан почти шесть столетий после иллюстрируемого события – в 1943 г. Учитывая год, в который была создана картина, можно с уверенностью говорить о параллелях между противостоянием с татаро-монголами и борьбой с фашизмом, происходившей во время создания работы «Поединок Пересвета с Челубеем». Общей темой битвы против захватчиков и угнетателей картина объединяет эпохи и поколения, разделенные многими веками.
Однако, Авилов всерьез задумался над художественным воплощением этого сюжета его в 1917 г. Тогда же была представлена картина «Выезд татарина Чели-Бея». Настоящая работа над произведением «Поединок Пересвета с Челубеем» началась после того, как Авилов вернулся в Москву из эвакуации – в 1942 г. Картина предварялась четырьмя масштабными эскизами. Наконец, в декабре того же года, Авилов окончательно определился с композицией и закончил полотно всего за полгода.
Жанр произведения «Поединок Пересвета с Челубеем» можно определить как исторический реализм. Авилов написал ее на холсте масляными красками. Картина достоверно отражает детали исторического костюма, упряжи и вооружения – Авилов был особенно внимателен к этим деталям. На данный момент «Поединок Пересвета с Челубеем» хранится в Санкт-Петербурге, в галерее Государственного Русского музея.
Автор
Михаил Иванович Авилов (р.1882 г. – ум.1954 г.) – русский и советский художник, работавший по большей части в жанре исторической живописи. Родился он в Санкт-Петербурге. В своем художественном образовании Авилов прошел следующие этапы:
- С 1893 г. учился в Рисовальной школе Императорского ОПХ.
- В 1903 г. поступает на дальнейшее обучение в студию Дмитриева-Кавказского.
- В 1904 г. Авилов становится вольнослушателем на занятиях в Высшем художественном училище при Академии Художеств.
Уже в годы слушания лекции в Академии художник начинает работу над полотнами в историческом жанре. В 1914 г. Авилов уходит на фронт Первой Мировой. После Революции художник становится преподавателем в школе при Обществе поощрения художеств, потом – в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. 1923 г. вступает в Ассоциацию художников революционной России.
После ВОВ Авилов становится членом Академии художеств СССР и преподавателем Ленинградском институте им. Репина. С началом ВОВ художника эвакуируют в Узбекистан, где начинается работа над полотном «Поединок Пересвета с Челубеем. В 1953 г. удостоился звания Народного художника СССР. Год спустя Авилов скончался и был похоронен в Петербурге, на Тихвинском кладбище.
Описание композиции
«Поединок Пересвета с Челубеем» отличается крупными размерами — 327×557. На первом плане картина изображает двух сражающихся воинов: кони встали на дыбы, щиты подняты, копья направлены друг на друга. Позади них — армии. Атмосфера на полотне – тревожная и напряженная. Авилов использовал в этой картине естественные, немного приглушенные тона:
- Зеленый.
- Серый.
- Бежевый.
- Золотистый.
- Бледно-красный.
- Черный.
При этом заметно, что армия татаро-монгол изображена более пестро, как и представляющий ее всадник. Этим приемом картина подчеркивает, во-первых — экзотичность их облика, во-вторых – охватившее людей смятение. Русское войско при этом смотрится более спокойно и гармонично. Единственное яркое пятно на этой стороне полотна «Поединок Пересвета с Челубеем» — знамя с ликом святого. Оно олицетворяет борьбу народа за духовные ценности и веру в справедливость и праведность своих действий, которая отличает их от противника.
Что хотел сказать автор
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» символизирует прежде всего победу света над тьмой, освободительного движения над захватчиками. В то время, когда создавалось полотно, в 1943 г., народ отчаянно нуждался в таких сюжетах. Картина была завершена в момент битвы за Сталинград – напряжение от этого непростого периода и молчаливую надежду на благополучный исход Авилов перенес в свой «Поединок Пересвета с Челубеем».
Остроту борьбы со злом картина передает через один символический жест – богатырь своим копьем пробивает изображение змеи на щите противника. Змея — олицетворение злого начала. Еще один важный момент, на который указывает картина «Поединок Пересвета с Челубеем» – разница в строю и позах воинов на заднем плане. Русские стоят спокойно, строго держа строй, подняв над головой знамена. Впереди Авилов изобразил Дмитрия Донского. У татаро-монгол же строй нарушен, их позы выражают растерянность и неуверенность. Все это заранее предвещает исход сражения – «Поединок Пересвета с Челубеем» закончится поражением захватчика, после чего с игом будет покончено навсегда.
Поединок Пересвета с Челубеем в картинах русских художников
Этот знаменательный момент русской истории изображал в своих работах не только Авилов. Бой Пересвета с Челубеем послужил вдохновением для многих прославленных и неизвестных живописцев. Первая известная на сегодня картина – старинное приложение к иконе, написанное мастерами архангельской школы, по словам исследователей, в 1680-е годы. На нем – бой Пересвета с Челубеем и другие ключевые сцены исторического сражения.
Интерес к Куликовской битве проснулся в XIX веке. Тем не менее, картины, написанные в этот период, в большинстве своем посвящены Дмитрию Донскому. Поединок Пересвета с Челубеем, как отражение народной борьбы, стал мотивом живописи первой половины XX века.
Первая картина «Поединок Пересвета с Челубеем» написана в 1914 г., также во время войны – только Первой Мировой. Автор ее – Васнецов. Его картина, близкая по композиции к той, что написал Авилов, отличается меньшей реалистичностью – «Поединок Пересвета с Челубеем» напоминает иллюстрацию из книги. Еще одно важное отличие – одежды и снаряжение богатыря, явно отсылают к версии о том, что он был монахом-схимником. Авилов, создавая свой «Поединок Пересвета с Челубеем», отказался от этого мотива.