Батальная картина Наваринский бой, которую Айвазовский создал в 1846 г., стала одним из первых работ мариниста, посвященным морским сражениям. Полотно было написано незадолго после получения им должности при Главном морском штабе. «Наваринский бой» создан не с натуры – картина посвящена событию, произошедшему за 20 лет до начала работы над холстом.
История и особенности полотна
Произведение «Наваринский бой» было написано через два года после того, как Айвазовский вернулся из путешествия в Европу. По возвращению он был утвержден живописцем Главного морского штаба – в его обязанности входило иллюстрировать морские сражения и успехи русского флота. Заступая на должность, Айвазовский начал с отражения знаковых битв недалекого прошлого.
Картина «Наваринский бой» описывает события русско-турецкой войны. Для самого Айвазовского эта кампания виделась прежде всего, как освободительная война за Грецию – в родной для художника Феодосии много говорили о бедственном положении греков. Особое сочувствие автора вызывали и изгнанные турками из родных мест армянские семьи. Перед созданием полотна «Наваринский бой» живописец расспросил свидетелей и участников битвы, побывал лично на месте событий.
Основные характеристики произведения:
- Композиция «Наваринский бой» относится к жанру батальной морской живописи.
- Стиль картины – романтизм.
- Форма холста «Наваринский бой» — горизонтальный прямоугольник. Композиция написана масляными красками.
- Оригинальные размеры полотна — 222 × 334 см.
На сегодняшний день картина «Наваринский бой» хранится в галерее военно-морского училища им. Дзержинского, в городе Петербург.
Автор: основные моменты биографии
Ованес Геворкович Айвазовский из семьи армянских купцов родился в июле 1817 г, в г. Феодосия. Окончив местное училище, будущий живописец отправился в Симферополь, где продолжил обучение в городской гимназии. В 1833 г. Айвазовский по протекции градоначальника Казначеева был взят в столичную Академию художеств, которую с золотой медалью окончил в 1837. К этому времени юный художник уже приобрел известность в Санкт-Петербурге благодаря своим ранним пейзажным картинам.
После окончания обучения Айвазовский предпринимает два больших рабочих путешествия: в 1838-1840 гг. он посещает Крым, в 1840-1844 – совершает поездку по европейским странам.
После возвращения Айвазовский работает на Главный морской штаб, создавая картины по мотивам морских сражений. Одной из самых первых и значимых работ этой тематики становится «Наваринский бой». Одновременно Айвазовский становится профессором Академии, много занимается общественной работой и благотворительностью. Его хорошо принимают за границей – картины мариниста выставляются в Италии, Франции, Испании и США. Айвазовский дожил до преклонных лет – умер маринист в возрасте 81 года, в апреле 1900 г.
Композиция и цветовая гамма картины
На картине Айвазовский отобразил самый разгар сражения – взятие вражеского корабля знаменитым фрегатом «Азов». На переднем плане полотна «Наваринский бой» — обломки османского судна, на котором спасаются турецкие моряки – загорелые, в белых чалмах. В центре композиции автор изобразил еще один турецкий корабль. Его атакует выступающий из клубов дыма Азов. Картина «Наваринский бой» показывает его поврежденным, но все еще готовым к атаке. Исход сражения предрешен – союзные войска России, Франции и Англии одержат победу над Османской империей.
Цветовая гамма полотна «Наваринский бой» — скорее теплая, за счет оранжево-красных оттенков. В композиции Айвазовский использовал следующие тона:
- Желтовато-серый.
- Кипельно-белый.
- Серо-голубой.
- Оранжевый.
- Бледно-красный.
- Темно-коричневый.
Вода на картине – спокойная, почти неподвижная. Динамики композиции «Наваринский бой» придают клубы дыма, сполохи огня и плывущие по небу облака. Несмотря на задымленность и ощущение хаоса техника написания остается довольно четкой, позволяя рассмотреть все детали сложной, многоуровневой композиции. Самым ярким цветовым акцентом произведения являются флаги на суднах и силуэты моряков на обломках корабля.