Картина Айвазовского «Синопский бой» 1853 г

Историческая картина «Синопский бой», которую Айвазовский создал несколько недель спустя после самого сражения. Маринист был художником морского штаба и имел возможность наблюдать военные действия с близкого расстояния. «Синопский бой» отражает разгар битвы, наполнена драматизмом и внутренним напряжением.

Картина «Синопский бой» 1853 г

История создания картины

Полотно «Синопский бой» было написано в конце 1853 г. Работа над картиной началась непосредственно после самого сражения. «Синопский бой» был первым масштабным батальным полотном, в котором Айвазовский проиллюстрировал битву не историческую, а происходившую в реальном для него времени. Речь идет о сражении русско-турецкой войны, состоявшемся в ноябре 1853 г. близ города Синоп на черноморском побережье, принадлежащем Турции. Синопский бой был выигран русским флотом. Айвазовский, будучи главным живописцем русского флота, мог наблюдать его в непосредственной близости от событий.

Маринист получил задание написать картину об этом сражении, завершив ее за два месяца – чтобы успеть к награждению главнокомандующего флотом Нахимова. Несмотря на ограничение во времени, картину «Синопский бой» Айвазовский начал писать после долгих бесед с непосредственными участниками сражения. Всего было написано два произведения на тему «Синопский бой». Наиболее известна первая картина, иллюстрирующая начало сражения. На второй Айвазовский отразил результаты сражения – на фоне ночного неба догорают разгромленные турецкие корабли. На данный момент картина «Синопский бой» хранится в Военно-морском музее (г. Санкт-Петербург).

Автор

Иван Константинович Айвазовский

Ованес Геворкович Айвазян, больше известный как Иван Константинович Айвазовский, появился на свет в Феодосии, в начале лета 1817 г. Отец будущего мариниста был именитым купцом. Айвазовский получил начальное образование в феодосийском училище, затем окончил гимназию в Симферополе. В 1833 г. градоначальник Феодосии Казначеев помог начинающему художнику поступить в Академию художеств в столице. Айвазовский учился у мастеров разных направлений. Его преподавателями были Воробьев (пейзажи), Таннер (морские сюжеты) и Зауервейд (батальные полотна).

В 1837 г. Айвазовский досрочно с отличием окончил Академию. В качестве награды он получил рабочее путешествие по Крыму (1838-1840) и Европе (1840-1844). Картины молодого живописца были по достоинству оценены европейской аудиторией. Айвазовский получил золотую медаль от Парижской Академии и такую же награду от римского Папы за картину «Хаос». После возвращению в Россию художник получает должность при Главном морском штабе. Это дает ему возможность наблюдать и описывать в своих произведениях знаковые морские сражения, такие как Синопский бой.

Жил Айвазовский в Феодосии. Несмотря на частые поездки в столицы разных стран, художник был очень привязан к родному городу и сделал немало для его благоустройства и культурного развития. Умер Айвазовский в возрасте 81 года, весной 1900 г.

Описание и особенности полотна

Произведение «Синопский бой» изображает самое начало знаменитого сражения. На фоне утреннего неба, наполовину затянутого дождевыми тучами, вырисовываются корабли: турецкие – с красными флагами, русские – с бело-синими. На переднем плане Айвазовский расположил корабль Османской империи, уже занявшийся пламенем, испускающий клубы черного дыма. Русские суда изображены в композиции чуть поодаль – они словно выплывают из утреннего тумана, сливающегося с белым дымом от залпов орудий.

Произведение «Синопский бой» относится к жанру исторической живописи. Его оригинальные размеры — 220×400 см. Форма холста – горизонтальный прямоугольник. Цветовая палитра оттенков картины – скорее холодная. Художник использовал для этой работы следующие цвета:

  1. Темно-коричневый.
  2. Белый.
  3. Серый.
  4. Темно-синий.
  5. Красный.
  6. Голубовато-серый.
  7. Бледно-фиолетовый.
  8. Красновато-оранжевый.

Ярче всего в композиции выделяются красные флаги на суднах Османской империи и красно-оранжевый дым от горящих кораблей. Моря в композиции «Синопский бой» очень мало. Айвазовский изобразил его спокойным, только слегка взволнованным. В отличие от многих других картин мариниста, морская стихия на полотне служит лишь небольшой частью фона. Гораздо ярче на картине показано небо. Ослепительный солнечный свет, немного заслоненный облаками в левой части, откуда выплывают русские корабли, переходит на стороне турецкого флота в темные, нависшие грозовые тучи, сливающиеся с черным дымом.

Интересные факты

Морской штаб

«Синопский бой» — одна из нескольких знаменитых картин, которые Айвазовский выполнил на службе у Главного морского штаба. Несколько интересных фактов о произведении и его авторе:

  • Поскольку срок на создание полотна был строго ограничен, Айвазовский работал очень напряженно. Во время написания картины «Синопский бой» он даже на несколько недель закрылся в собственной мастерской и не выходил на улицу.
  • Оба полотна, на которых отражен Синопский бой, имели грандиозный успех, удостоившись похвалы как императора, так и Нахимова.
  • Адмирал, к награждению которого приурочивалась выставка, посетил мероприятие лично и особенно высоко оценил картину «Синопский бой. Ночью», заметив, что она точно отражает происходившие события.
  • В истории Синопский бой остался как последняя масштабная битва парусных флотилий.

Батальные полотна не так часто встречались в творчестве Айвазовского. Однако большинство из них, в том числе и «Синопский бой», признаны выдающимися, эталонными произведениями в этом направлении. Эти картины раскрывают талант мариниста с новой стороны – не только как пейзажиста, но и как мастера напряженных, динамичных и драматичных сюжетов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector