Историческая картина «Пушкин на берегу Черного моря», которую Айвазовский написал в поздние годы творчества – одно из самых знаковых посмертных изображений поэта. Автор полотна был лично знаком с классиком, он создал несколько ярких портретов Александра Сергеевича на Кавказе, на фоне морских волн.
История полотна
Картина «Пушкин на берегу Черного моря» написана в 1887 г. – дату ее создания Айвазовский приурочил к 50-летию смерти поэта. Жанр произведения – историческая живопись. С Александром Сергеевичем художник познакомился в 1836 г. в Санкт-Петербурге, во время выставки Академии художеств. Айвазовский был представлен прославленному писателю, как золотой медалист и выдающийся ученик Академии.
При встрече он получил приглашение посетить семью от Натальи Николаевны. Впоследствии Айвазовский долгие годы поддерживал приятельские отношения с уже вдовой великого поэта, с первой встречи отметившей сходство во внешности между ее мужем и молодым художником. Всего маринист посвятил классику около 20 картин.
Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский сразу после написания отдал в дар Академии художеств, в которой выучился и одно время работал преподавателем. В свою очередь, руководство Академии после смерти автора распродало его коллекцию, в том числе и холст «Пушкин на берегу Черного моря» в Париж. В конце концов полотно было продано в г. Николаев, и отправилось в музей им. В.В. Верещагина. Там картина хранится и сегодня. После Великой Отечественной войны обнаружилось, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» значительно пострадало. Восстановление картины заняло больше полувека, занимались им реставраторы Невкрытый и Титов.
Биография автора
Ованес Геворкович Айвазян, более известный как Иван Константинович Айвазовский, родился на Крымском полуострове, в Феодосии, летом 1817 г. Отец его был состоятельным купцом, но разорился после чумы 1812 г. Айвазовский рано проявил интерес к живописи. Первые картины он начал писать под руководством Якова Коха. Айвазовский окончил феодосийское училище, поступил в гимназию Симферополя. В 1833 г. юный живописец, благодаря протекции градоначальника Казначеева, поступил в столичную Академию художеств, которую закончил с отличием раньше срока, в 1837 г.
За выдающиеся успехи Айвазовский получил командировку в Европу. Но до этого он два года (1838-1840) проработал в Крыму. Здесь были созданы его первые картины морской тематики. В 1840-1844 гг. Айвазовский путешествует по странам Европы, побывал в Италии, Швейцарии, Нидерландах, Испании, Франции. Картины мариниста нашли путь к сердцу европейского зрителя и добились признания именитых критиков. В 1844 г. Айвазовский получает звание живописца Главного морского штаба, в 1847 г. удостаивается должности профессора Академии художеств.
Художник много ездил по России, наблюдает морские сражения и пишет по ним картины, занимается общественной деятельностью в пользу родной Феодосии. Айвазовский писал не только пейзажи, но и портреты, батальные сцены и исторические сюжеты. Известны и его произведения, посвященные выдающимся исторических личностей, такие как «Пушкин на берегу Черного моря». Скончался Айвазовский в своем доме в Феодосии, в 1900 г.
Описание и особенности картины
Композиция «Пушкин на берегу Черного моря» изображает морское скалистое побережье на закате. У самой воды, на каменистом склоне полулежит поэт и смотрит на воду. Одной рукой он подпирает голову, в другой – держит шляпу. Неподалеку сумрачной тенью лежит сброшенный плащ, или сюртук. На заднем плане полотна «Пушкин на берегу Черного моря» виднеются величественные скалы. В верхней центральной части картины виднеется восходящая, еще полупрозрачная луна. Оригинальный масштаб холста «Пушкин на берегу Черного моря» — 212×314, форма полотна – горизонтально ориентированный прямоугольник. Картина написана маслом на холсте. В нижнем правом углу Айвазовский оставил свою подпись.
Цветовая палитра
Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» написано скорее в естественной, приглушенной гамме оттенков. На картине много полупрозрачных тонов и почти нет ярких пятен. Единственным выделяющимся акцентом в композиции Айвазовский сделал фигуру поэта. Пушкин на берегу Черного моря отображен выразительно за счет контраста темно-серого и белого в костюме и ярко освещенного, несмотря на закатный туман, лица. Последнее – единственный нереалистичный момент композиции «Пушкин на берегу Черного моря». Такому ярком освещению взяться неоткуда, поскольку на фигуру не падают лучи солнца, практически заслоняемые скалами. Для картины «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский использовал следующие цветовые оттенки:
- Бледно-оранжевый.
- Темно-серый.
- Красно-коричневый.
- Белый.
- Зеленовато-серый.
- Бледно-голубой.
- Желтый.
- Бледно-синий.
Небо на картине переливается из прозрачно-голубого в нежно-оранжевый и розоватый оттенки. Вода на холсте «Пушкин на берегу Черного моря» серовато-голубая, волны накатывают медленно и спокойно. Скалы на горизонте Айвазовский изобразил в красновато-коричневый оттенках, очертания их окутаны сгущающимся вечерним туманом. Все оттенки пейзажа в композиции «Пушкин на берегу Черного моря» — легкие, полупрозрачные, отражающие естественный облик и игру заходящего солнца в закатный час.
Сюжет картины
«Пушкин на берегу Черного моря» — это не фантазия автора картины. Поэт в молодости бывал на Кавказе и неоднократно любовался с побережья величественными южными волнами – как в Крыму, так и в Арзруме. Айвазовский прекрасно знал об этом от общих знакомых. Сюжет картины «Пушкин на берегу Черного моря» прост и походит на романтическую идиллию. Здесь только поэт, морские волны, закатное небо и скалы на горизонте.
Оба они – классик живописи Иван Константинович, и классик литературы Александр Сергеевич – любили и восхищались морской стихией. Второго привлекала в ней романтика, ощущение бесконечного простора и свободы. Неудивительно, что именно композиция «Пушкин на берегу Черного моря» показывает Александра Сергеевича умиротворенным и даже счастливым – в гармонии со спокойным, притихшим морским пейзажем и романтичным закатом.
Контекст
Произведение «Пушкин на берегу Черного моря» отражает один из самых романтичных и ярких моментов биографии поэта. Во время путешествия на Кавказ он был молод, полон надежд и энергии, любил путешествовать и узнавать новые места. По сравнению с другими полотнами, посвященными классику, в работе «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский снизил драматический накал композиции до минимума. Эта картина насыщенна романтикой и грезами. Герой весел и мечтателен, ничто еще не предвещает трагической развязки – несмотря на то, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский приурочивал именно к годовщине смерти поэта.
Лаконичная, упрощенная композиция подчеркивает гармонию пейзажа и портрета. Картина «Пушкин на берегу Черного моря» изображает поэта наслаждающимся тишиной и покоем, погруженным в счастливые мысли и мечты – это видно по выражению лица. Это путешествие классик совершил в 1820-1824 гг. – в пору юности и преобладания в его творчестве романтических настроений. Айвазовский же держался на позициях романтизма почти всю свою творческую жизнь – отчасти поэтому он выбрал для полотна «Пушкин на берегу Черного моря» именно такой сюжет. Однако, в большей степени момент в пушкинской биографии для картины был выбран потому, что Айвазовский лучше всего знал и больше любил именно эти, родные для него места.
Интересные факты
«Пушкин на берегу Черного моря» — одна из знаковых картин, которые Айвазовский посвятил известным историческим личностям. Несколько интересных фактов о произведении и его авторе:
- Любопытно, что у трех картин Айвазовского, темой которого был именно Пушкин на берегу Черного моря, последняя цифра даты создания была 7 – 1877, 1887 и 1897. Все потому, что эти произведения художник писал к годовщинам смерти поэта.
- После смерти Александра Сергеевича, Айвазовский поддерживал дружбу с Натальей Николаевной, часто навещал ее в доме второго мужа Ларина и даже подарил ей картину «Лунная ночь на взморье».
- Несмотря на то, что Айвазовский в своих произведениях очень редко изображал людей, потрет поэта в композиции «Пушкин на берегу Черного моря» он создал самостоятельно.
- Существует распространенная версия, что образ Александра Сергеевича для картины «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский писал с себя. Их сходство замечали многие, в том числе Наталья Николаевна и общий знакомый П.А. Вяземский.
Хотя эта работа не так известна, как картины 1877, написанное в соавторстве с Репиным, именно «Пушкин на берегу Черного моря» лучше всего отражает внешнее и внутреннее сходства между героем и автором – двумя выдающимися деятелями русской культуры.