Полотно Стог сена в Живерни — одна из первых работ, которые написал Клод Моне в своем поместье. Панорамная картина играет оттенками желтого, красного и зеленого, отражает переливы солнечного света. Стог сена в Живерни — классическое произведение в направлении импрессионизма, созданное в годы расцвета таланта его автора.
История создания
Картина «Стог сена в Живерни» написана через 3 года после покупки загородной усадьбы – в 1886 г. Местность, изображенная на полотне, называлась «пустошь Амискур». Позже с правой стороны от домиков Клод Моне выстроит художественную мастерскую, где будет работать над циклом «Кувшинки».
«Стог сена в Живерни» — картина, предваряющая схожий по тематике цикл, созданный в 1889-1891 гг. Клод Моне обращает внимание форму и солнечные оттенки соломенно-желтых холмиков на фоне красных маков и аккуратных домов. Жанр картины – пейзаж, форма холста «Стог сена в Живерни» – горизонтальный прямоугольник.
История произведения известна точно только с начала XX века:
- После окончания работы «Стог сена в Живерни» автор Клод Моне продал ее Дюран-Рюэлю.
- В 1904 г. из галереи последнего картина была выкуплена коллекционером из Москвы С.И. Щукиным.
- После Революции 1917 г. полотно «Стог сена в Живерни», как и другие экспонаты коллекции Щукина, было национализировано.
- В 1930 г. картина была отдана в петербургский Эрмитаж.
На сегодняшний день «Стог сена в Живерни» выставляется в Главном Штабе музея, в галерее им. Щукина и Морозовых.
Автор
Импрессионист Оскар-Клод Моне появился на свет близ Парижа, в 1840 г. Отец его был предпринимателем – содержал бакалейную лавку. В пятилетнем возрасте будущий художник перебрался в нормандский город Гавр. Там Клод Моне начал свой путь живописца. Первые его картины — портреты-карикатуры.
На творчество молодого художника обратил внимание Эжен Буден. Несмотря на то, то взгляды двух деятелей искусства на живопись существенно расходились, Клод Моне внял совету Будена заняться пейзажами. В 1959 г. он едет в Париж, учиться на художника. После недолгой (1860-1862 гг.) службы в Алжире, живописец сначала недолго обучается в университете, затем заканчивает образование в студии Глейра. Там Клод Моне входит в кружок молодых представителей импрессионизма.
На позиции этого направления художник окончательно перешел во второй половине 1860-х годов, когда стал писать пейзажи на открытом воздухе. Клод Моне старался идеально передать все тонкости переливов оттенков, особенностей естественного освещения. Картины художника выставляются в Салоне и галерее импрессионистов. Умер Клод Моне в 1926 г., в своем любимом поместье, где были созданы самые прославленные его работы, в том числе и картина «Стог сена в Живерни».
Описание и особенности полотна
Новаторская работа «Стог сена в Живерни» удивила публику сельской тематикой, характерной для импрессионизма, но практически неприемлемой для классического пейзажа. Из-за ярких цветовых пятен со слегка размытыми очертаниями, переливов света и тени, картина напоминает набросок, близкий к абстракционизму.
Оригинальные размеры полотна «Стог сена в Живерни» — 60,5×81,5 см. Несмотря на такой скромный масштаб, картина кажется объемной, заполненной, больше половины объектов ее композиции можно рассматривать как отдельный акцент.
Сам стог сена в Живерни расположен на первом плане, но, при этом, Клод Моне сместил его влево от центра, отчего он кажется всего лишь продолжением желтоватого поля. Позади соломы на холсте «Стог сена в Живерни» поле ярко-красных маков, главный цветовой акцент картины. Еще дальше – маленькие однотипные домики, за ними – темно-зеленые деревья, утопающие в зеленовато-голубой дымке. Над этим живописным сельским пейзажем Клод Моне изобразил нахмуренное небо, скрытое нависшими серыми тучами.
Контекст
Картина открывает серию сельских пейзажей, на которых Клод Моне рассматривает с разных ракурсов стог сена в Живерни и раскинувшееся за сельскохозяйственными угодьями маковое поле. Клод Моне отрабатывает на этих пейзажах метод передачи естественного освещения, игры цветовых оттенков под лучами солнца и динамики неподвижных объектов – основных принципов созданного им стиля импрессионизма.
Особый тон работе «Стог сена в Живерни» придает многоплановость композиции. Клод Моне изобразил дальние планы картины едва ли не ярче и насыщеннее, чем передний. Сам холм высушенной травы, хотя и помещен на передний план, оттеняется ярко-алым маковым полем позади. Именно цветы в первую очередь привлекают внимание зрителя при первом взгляде на холст «Стог сена в Живерни», затем, по замыслу автора, внимание переходит на дома, и растворяется в туманной дымке за деревьями.
Интересные факты
Полотно «Стог сена в Живерни» отлично передает торжество идей импрессионизма в творчестве его автора. Несколько любопытных фактов о полотне и его создателе:
- В 1865 г. Клод Моне написал почти такую же работу, которая назвалась «Поле маков». Картина отличалась от вышеописанной тем, что на ней были цветы и дома, но не было соломы.
- «Стог сена в Живерни» был написан мелкими, короткими мазками, создающими эффект легкого движения от ветра.
- Историки искусства считают, что решение приобрести картину Щукин принял после личного визита к художнику в 1900 г.
- На полотне Клод Моне изобразил ненастную погоду в светлых тонах, что является характерным для созданного им стиля импрессионизма – художник считал, что затянутое тучами небо дает особое, переливчатое освещение.
Картина «Стог сена в Живерни» открыла период сельских, пасторальных пейзажей, в которых Клод Моне отразил свое видение нового художественного метода и любовь к выстроенной практически собственными руками усадьбе.