Поле маков у Аржантея — описание знаменитой картины Клода Моне

Прославленная картина Поле маков у Аржантея — едва ли не самое известное полотно, которое Клод Моне написал в жанре импрессионизма. Произведение создано с натуры у поместья художника Аржантей, чьи окрестности известны своими маковыми зарослями. «Поле маков у Аржантея» прекрасно иллюстрирует особенности созданного автором направления – яркую передачу цвета и точное отображение игры света.

Картина «Поле маков у Аржантея»

История создания

Картина «Поле маков» написана в 1873г., незадолго после того, как Клод Моне снял для свое семьи усадьбу в Аржантее, где рос мак. В этот период художником было создано немало произведений с похожим сюжетом – цветочные поляны и клумбы при ослепительном утреннем, или полуденном свете. Мак идеально подходил для этой цели.

Картина написана весьма оригинально – главные объекты Клод Моне расположил по диагонали. Рисовалось «Поле маков» на пленере, что объясняет особую передачу света, насыщенность природных цветовых оттенков в изображении маков. Жанр произведения – пейзаж, написал его Клод Моне маслом на холсте.

«Поле маков» впервые увидело свет на премьерной выставке творчества импрессионистов в 1874 г. Несмотря на необычность композиции «Поле маков» и нетипичность художественных приемов, картина имела огромный успех у аудитории и была в целом положительно оценена критиками. Сегодня «Поле маков у Аржантея» хранится в галерее музея Орзе.

Автор

Художник Оскар Клод Моне

Родился Оскар Клод Моне неподалеку от Парижа, в 1840 г. Отец его содержал бакалейную лавку. Большую часть детства художник провел в нормандском городке Гавр, куда семья уехала в 1845. Именно здесь Клод Моне начал свой творческий путь в качестве живописца – первым его серьезным художественным опытом были карикатурные портреты.

Переломным моментом для художника стало знакомство с Эженом Буденом – его первым учителем, благодаря которому Клод Моне перешел на пейзажи. После короткой службы на алжирском фронте в 1861-1862 гг. карьера молодого художника начала стремительно развиваться:

  1. Во второй половине 1860-х Клод Моне проходит недолгое обучение живописи сначала в университете, затем – в студии Глейра.
  2. Знакомится с другими основателями импрессионизма – Ренуаром, Базилем, Сислеем.
  3. В 1865 г. картина молодого живописца впервые была выставлена в парижском Салоне.
  4. В первой половине 1870-х Клод Моне посещает Лондон, затем – Амстердам.
  5. Лето 1873 г. он проводит в поместье у Аржантея, где и была написана картина «Поле маков».

Во второй половине 1870-х – первой половине 1880-х Клод Моне активно сотрудничает с кружком импрессионистов и выставляется в их галерее, но все чаще отдает предпочтение Салону. В 1883 г. художник покупает усадьбу Живерни и к концу десятилетия окончательно поселяется там с семьей. Скончался Клод Моне в 1926 г., в своем поместье, похоронен был на местном кладбище при церкви.

Описание и особенности картины

«Поле маков у Аржантея» имеет достаточно простую, и в то же время эффектную композицию. На переднем плане Клод Моне изобразил маки, окруженные густой, высокой растительностью. С левой стороны холста «Поле маков» – ярко-красные, пышные маки, опускающиеся по склону вниз. Справа картина изображает две фигуры – женщину и ребенка. Такая же пара силуэтов виднеется в левом углу, на вершине холма. На дальнем плане – линия темно-зеленых деревьев, прерываемая по центру желто-песочным домиком с бледно-красной крышей. Основные оттенки, которые Клод Моне использовал в композиции «Поле маков»:

  1. Желтовато-зеленый – трава.
  2. Темно-зеленый – деревья.
  3. Чернильно-синий и бежевый – фигуры.
  4. Лазорево-голубой и белый – небо.
  5. Насыщенно красный – мак.
  6. Бежевый и кирпичный – дом.

Женщину и мальчика, изображенных на картине «Поле маков», Клод Моне писал со своей жены Камиллы и их сына Жана. Мак на треть закрывает их, заставляет утопать в цветах. Главная задача этих фигур в композиции работы «Поле маков» — создать дополнительные цветовые акценты, уравновешивающие верхнюю и нижнюю части произведения. По размеру картина «Поле маков» небольшая — 50×63, форма ее – горизонтальный прямоугольник.

Контекст

«Поле маков» — прежде всего импрессионистский пейзаж, основной идеей которого является любование яркими, насыщенными красками природы и игрой солнечных лучей. Главное здесь – ярко-алый, роскошный мак, выделяющийся на поле желтовато-зеленой травы. Полотно насыщенно контрастами – левая нижняя сторона его резко выделяется своими сочными красками на фоне бледного верхнего правого угла, где мак отсутствует. Трава выполнена в приглушенных оттенках, она – лишь фон, на котором насыщенными красками цветет мак.

Клод Моне умело расставил цветовые акценты в своем произведении, так, чтобы они уравновешивали разные части полотна и создавали гармоничное целое. Красный мак здесь – наиболее заметные акцент, сосредоточие внимания художника.

Фигуры на дальнем плане почти сливаются с зеленью деревьев, в то время как силуэты людей вдали становятся броским цветовым пятном, оттеняющим яркость противоположного края картины – особую роль играет мак в руке у мальчика.

Фигуры добавлены еще и для того, чтобы добавить композиции динамизма, оживляющего статичный мак, занимающий большую часть холста. Клод Моне в этот период только начинает переходить от изображения полностью неподвижных пейзажей, к отражению динамики. «Поле маков» как нельзя лучше изображает этот переходный период.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector