Импрессионистская серия картин Вокзал Сен-Лазар, Клода Моне, написанная во второй половине 1870-х гг., нетипична для творчества этого художника. Городские пейзажи он писал очень редко. «Вокзал Сен-Лазар» — уникальное произведение, показывающее один объект не только в разное время суток, но и в разные годы.
Автор
Живописец Оскар Клод Моне родом из парижского предместья. Появился на свет он в 1840 г. Спустя 5 лет Клод Моне с родителями поселился в нормандском городе Гавр. Творческий путь художника начинается там:
- С юности Клод Моне приобретает популярность как автор карикатурных картин.
- После знакомства с Эженом Буденом художник переходит на пейзажи, начинает работать с пленером, а в 1859 г. уезжает в Париж.
- В столице Клод Моне получает образование – разочаровавшись в университетском обучении, он поступает в студию Глейра.
- В первой половине 1860-х гг. Клод Моне активно разрабатывает свой импрессионистский творческий метод.
- Со второй половины 1860-х художник уже выставляется не только в галерее импрессионистов, но и в Салоне.
Клод Моне быстро нашел путь к аудитории, несмотря на то что многим критикам его манера показалась абсурдной и слишком небрежной. В 1870-1880 гг. живописец создает ряд наиболее известных своих пейзажей, в том числе и картины «Вокзал Сен-Лазар».
В 1883 г. сбывается его давняя мечта – Клод Моне покупает загородное поместье. В Живерни он проведет остаток дней и напишет множество ярчайших импрессионистских произведений. Клод Моне ушел из жизни в 1926 г и был захоронен на церковном кладбище своей усадьбы.
Описание серии картин
Цикл «Вокзал Сен-Лазар» создан в 1877 г., но работа над набросками к серии длилась не менее 2-х лет. Изобразить вокзал Сен-Лазар Клод Моне решил отчасти из-за любви и уважения к техническому прогрессу, отчасти – чтобы передать на картине эффект пара. Семь полотен из серии «Вокзал Сен-Лазар» автор Клод Моне выставил в том же году в галерее импрессионистов.
Вокзал Сен-Лазар
Первая картина «Вокзал Сен-Лазар» представляет собой масштабную панораму, окутанную серовато-голубым дымом. Это самое «расплывчатое» полотно цикла, где очертания и силуэты словно выплывают из густой дымки. В композицию Клод Моне включил два поезда, по бокам их – соседние дома, впереди – фигуры прохожих. Размер картины «Вокзал Сен-Лазар» — 75×104, хранится она в музее Орзе.
Прибытие поезда
Композиция этого произведения практически повторяет предыдущую, с той лишь разницей, что дымки на ней значительно меньше, а предметы очерчены яснее. Поезда и людей на переднем плане Клод Моне написал более детально, а соседние здания оставил силуэтами вдали. Размер полотна – 81,9×101, выставляется картина в Кембридже, в музее Фогг Арт.
Поезд из Нормандии
Эта картина изображает вокзал Сен-Лазар в однотонной, зеленовато-голубой гамме. На переднем плане нет людей, из-за чего создается впечатление, что на полотне больше «воздуха». Большая часть объектов- поезд, толпа, соседние строения – расположены на дальнем плане. Размеры работы – 59,6×80,2. Находится холст в чикагском Институте искусств.
Вокзал Сен-Лазар
Для этого произведения характерны насыщенные темные, даже мрачные оттенки. Почти черным оттенком Клод Моне очерчивает крышу, поезда и людей перед ними. Насыщенным сине-голубым виднеются на заднем плане соседние дома. Серо-белое небо с нависшими тучами говорит о том, что картина написана в пасмурную погоду. Размер ее — 53×72, выставляется холст в Национальной галерее Лондона.
Мост из Европы
Еще одна окутанная дымом картина. На ней Клод Моне изображает серо-черный громоздкий мост, поддерживаемый двумя белыми столбами. Вдалеке виднеются два крупных, величественных здания в желтовато-серой гамме. Из левого нижнего угла на полотно будто «въезжает» поезд. Размер произведения – 64×81, хранится работа в Мармоттан-Моне (Париж).
Вокзал Сен-Лазар, залитый солнцем
Картина демонстрирует открытую часть сооружения, окруженную высокими песочного цвета зданиями. По центру композиции три мужских силуэта и одинокая будка. Слева – рельсы с проезжающим поездом. Вокзал Сен-Лазар словно залит теплым, золотистым солнечным светом. Поезд, в свою очередь, окутан клубами дыма. Размер холста 61×81, принадлежит он неизвестному коллекционеру.
Вокзал Сен-Лазар, внешний вид, прибытие
Одна из самых «размытых» картин серии, изображающая прибытие поезда. Клод Моне убрал из композиции холста все лишнее – на ней только сами поезда, окружающие их снежно-белые, словно тучи, клубы дыма и грациозные здания по бокам. Картина передает ощущение морозного утра. Размер полотна — 60×72, находится оно в частной коллекции.
Вид на выход
Схематичная, почти абстрактная композиция этой картины показывает вокзал Сен-Лазар на закате – выезжающий поезд, похожие на пирамиды голубые крыши. На первом плане – постовой и будка. Композиция выполнена в красновато-серой гамме. Клубы дыма здесь продемонстрированы не плотными облаками, а тонкими линиями. Масштабы полотна — 60×80, хранится оно в Японии, в музее Пола.
Вид снаружи
Еще одна вечерняя, пасмурная картина, на которой Клод Моне изобразил станцию. С левой стороны голубовато-серые навесы, справа – черный поезд в клубах дыма. Вокруг ходят схематично обозначенные люди. Небо в композиции – тяжелое, синевато-серое, будто нависшее, отчего вокзал Сен-Лазар кажется мрачным и неуютным. Масштаб холста — 60×80, хранится в неизвестной частной коллекции.
Вид снаружи-2
Картина с тем же названием, но абсолютно иной композицией и настроением. Полотно написано будто из-под моста, нависшего в его верхней части. За ним – будки, поезда, здания в ярком желтоватом солнечном свете, Полупрозрачные клубы дыма создают эффект бесконечного движения, динамики происходящего. Размер холста — 64×81, местонахождение на данный момент неизвестно.
Вокзал Сен-Лазар. Знаки
Картина с уникальной композицией, основную ценность которой составляет изображение закатного, красновато-оранжевого освещения. Клод Моне показал на картине только дорожные знаки, размытые силуэты поезда зданий и людей. Акцентным цветовым пятном в центре холста являются белесые контуры клубов пара. Размер работы — 65×81, выставляется в Музее Нижней Саксонии.
Траншея Батиньол
На этой картине лучше всего видны поезда и рельсы – они здесь составляют не часть, а практически всю композицию. Сам вокзал Сен-Лазар здесь практически не виден, зато Клод Моне подробно и красочно передал бесконечное движение поездов, переливы голубовато-серого дыма. По масштабу работа самая маленькая — 38×46, выставляется она в Риме, в музее Вюрта.
Интересные факты
Создавая полотна «Вокзал Сен-Лазар», Клод Моне приобрел уникальный опыт работы с объектами, находящимися в постоянном движении. Интересные факты о цикле:
- Клод Моне пришел договариваться на вокзал Сен-Лазар о сотрудничестве в образе известного, мастистого художника. Директор поверил и впоследствии исполнял любое желание живописца.
- Большую часть картин «Вокзал Сен-Лазар» их создатель Клод Моне продал постоянному заказчику П. Дюран-Рюэлю.
- Клод Моне долго выбирал, между вариантами изобразить вокзал Сен-Лазар, или Северный.
- Тема технического прогресса – одна из самых популярных в импрессионизме. При этом, «Вокзал Сен-Лазар» отличается от большинства подобных картин тем, что поезда в цикле выглядят грациозно, а не напоминают монстров.
На данный момент полотна «Вокзал Сен-Лазар» находятся большей частью в различных крупных музеях мира, три из них принадлежат частным коллекционерам.