Невероятную картину Венера с зеркалом, Диего Веласкес написал с явно выраженным эротическим подтекстом. Никогда ранее, да и после, художник не создавал подобных работ. Именно поэтому искусствоведы считают, что картина занимала в творчестве Диего Веласкеса особое место.
История написания картины
«Венера с зеркалом» — уникальная картина, написанная Диего Веласкесом. Полотно вызвало небывалый интерес не только у зрителя того времени, но и у современных зрителей и искусствоведов.
Характеристики картины «Венера с зеркалом»:
- Картина была написана около 1647-1650 годов в Италии.
- Диего Веласкес выполнил картину на холсте масляными красками.
- Сегодня полотно «Венера с зеркалом» располагается в Лондонской Национальной галерее.
Картина обрела не самую лучшую славу. Во-первых, на холсте перед зеркалом располагается обнаженная девушка. Во-вторых, творение обладало множеством темных слухов, поэтому полотно «Венера с зеркалом» длительное время меняла своих обладателей. Ходят слухи, что первый владелец картины – мадридский купец – после ее приобретения потерял свою коммерческую удачу: весь товар, который он переправлял по морю, был утерян. Другой владелец также столкнулся с несчастьем: его торговые лавки в один миг сгорели.
Тайны картины
Несомненно, особый интерес у зрителя вызывает личность модели, расположившейся перед зеркалом, с которой писалась картина. Тем не менее, Диего Веласкес оказался предусмотрительным и сделал черты лица героини едва заметными, поэтому никто не может определить личность модели.
Тем не менее, в 1983 году был обнаружен документ, свидетельствующий, что в годы написания картины Диего Веласкес имел внебрачную связь с итальянской художницей Фламинией Трива. В результате внебрачной связи женщина родила от мастера ребенка – Антонио. Однако мальчик родился уже после того, как Диего Веласкес покинул территорию талии. Большинство искусствоведов считает, что именно красота Фламинии Трива воспета на холсте «Венера с зеркалом», расположившейся перед зеркалом.
Краткие сведения об авторе
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье, а умер 6 августа 1660 года в Мадриде. Мастер был придворным живописцем при короле Филиппе IV. Диего Веласкес выступал в качестве представителя искусства Испании золотого периода и стал одним из самых известных и великих испанских творцов.
Прославился мастер уникальными портретами жителей дворца, а также групповым портретом «Менины». После себя художник оставил лишь одно полотно с изображенной обнаженной женской натурой – богиней любви и красоты.
Интересные факты из жизни Диего Веласкеса:
- Будучи художником при короле, мастер получил высокую должность – хранителя королевской двери, а после стал гофмаршалом.
- Диего Веласкес стал предшественником таких известных художников, как Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
- Спустя год после кончины художника, ему присвоили титул рыцаря ордена Сант-Яго.
- Первые картины творца были выполнены в качестве бытовых сцен, где просвечивается воздействие караваджизма – подчеркнутого реализма с контрастным освещением переднего плана.
- Перемещение к ярким оттенкам Диего Веласкес достиг благодаря влиянию работ Веччелио Тициана и Паоло Веронезе.
Описание полотна
Диего Веласкес на своем полотне «Венера с зеркалом» размером 122х177 см изобразил обнаженную натуру девушки, передавая мифологическую тему. Тем не менее, Священная Инквизиция и Церковь не особо приветствовали такой стиль написания, но «Венера с зеркалом» все же сумела дойти до наших дней.
Обнаженная героиня была замечена зрителем во время приема туалета. На картине «Венера с зеркалом» мы также видим сына богини – Купидона, который держит трюмо. Стоит отметить, что Купидон изображен на картине «Венера с зеркалом» только из-за запрета написания обнаженных девушек. Поскольку Диего Веласкес знал о запрете, он обошел инкизиционную цензуру, добавив образ Купидона.
Перед зеркалом располагается молодая женщина, чье лицо размыто в отражении. Богиня работы «Венера с зеркалом» олицетворяет красоту, любовь и женственность. В ее образе соединяются облики всех женщин, поэтому она кажется столь притягательной для каждого зрителя.
Диего Веласкес в работе «Венера с зеркалом» использовал холодные краски: насыщенный серо-синий, белый и алый оттенки. Такие краски позволили оттенить облик кожи и придал ему большей нежности и бархатистости. Помимо того, художник позволяет зрителю попробовать протянуть руку и прикоснуться к героине, ощущая ее тепло. Однако такие действия позволяют понять, насколько она недоступна и совершенна на Олимпе.
Контекст
Полотно «Венера с зеркалом» написано во времени поездки Диего Веласкеса в Италию, где он повышал свое мастерство. После, по приказу испанского короля Филиппа IV, Диего Веласкес отправился вновь в Италию, чтобы закупить новинки для королевской коллекции живописи. Именно во второй поездке и была написана картина «Венера с зеркалом».
По мнению искусствоведов, творец «Венеры с зеркалом» постарался нарушить устои того времени – непризнание стиля ню. Помимо того, художник старался внедрить его в жизнь искусства. Однако, не придерживаясь инквизиционной цензуры, картины не имели права на жизнь. Поэтому Диего Веласкесу пришлось дополнить «Венера с зеркалом» Купидоном, который символизировал божественного персонажа и не позволил уничтожить полотно, а также скрыть лицо модели, расположившейся перед зеркалом.
Заключение
Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» представляет собой удивительную работу, которая обладает уникальной историей. Вплоть до 1914 года полотно передавалось из рук в руки и приносило своим обладателям неудачу. Так, когда шедевр был доставлен в музей, суфражистка Мэри Ричардсон порезала ее в области спины девушки, расположившейся перед зеркалом, объясняя вандализм тем, что она не согласна с арестом своей подруги – бывшей обладательницы творения «Венера с зеркалом».
После, полотно было отреставрировано и «Венера с зеркалом» стала восприниматься в качестве символа мифологического персонажа, олицетворяющего женскую красоту.