Известная картина Венера и Адонис, которую Питер Пауль Рубенс создал на закате Ренессанса, воплощает легендарный античный сюжет. Основной замысел произведения – показать красоту естественной, природной страсти и человеческого тела. Работа «Венера и Адонис» сочетает в себе свойственное Возрождению стремление к естественности и страстность со стремлением к удовольствиям зарождающейся эпохи Абсолютизма.
История и описание картины
Точно о ранней истории произведения не известно практически ничего. Искусствоведы считают, что Рубенс создал полотно «Венера и Адонис» в 1610-1611 г. Человек, по чьему заказу создавалась картина, также неизвестен. Жанр ее – мифологическая живопись. За основу сюжета Рубенс взял миф о любви богини Афродиты к молодому охотнику, чье имя отражено в названии «Венера и Адонис», которого ей позже пришлось делить с Персефоной. Картина изображает пару в романтический момент объяснения в любви. На заднем плане присутствуют собаки и лебеди. Купидон, повернувшись в профиль, любуется идиллической сценой.
Из-за того, что ранняя судьба полотна осталась неясной, между исследователями часто возникали споры об авторстве. К тому же, при исследовании работы «Венера и Адонис» было обнаружено немало исправлений.
Одни искусствоведы считают, что картина создана Яном Вильденсом, другие – что ее писал Рубенс с учениками, третьи – что к работе над произведением приложил руку Лукас Ван Юден. О самой работе «Венера и Адонис» известно немного:
- Ранее Рубенс написал другое полотно с тем же сюжетом, но другой композицией – оно хранится в Нью-Йорке, в Метрополитене.
- В 1768 г. картина куплена по приказу Екатерины II в Брюсселе.
- Сегодня «Венера и Адонис» выставляется в галерее Эрмитажа. Размеры ее — 83×90,5 см.
Существует версия, что эта картина написана по шекспировскому варианту мифа, в котором молодой охотник не принял любви богини – оттого Рубенс отобразил ее мимику и позу такими беззащитными и умоляющими.
Что хотел сказать автор
Картина «Венера и Адонис» была создана на заре галантной эпохи, когда любовные сюжеты в живописи стремительно набирали популярность. В композиции произведения Рубенс явно показал отличия в отображении чувств и влечения от стремящегося к природной простоте и отдававшего предпочтение бешеным, неистовым страстям искусства Возрождения.
Полотно «Венера и Адонис» Рубенс выполнил в ярких, жизнерадостных, насыщенных тонах, таких как:
- Изумрудно-зеленый.
- Золотистый.
- Нежно-бежевый.
- Глубокий синий.
- Ярко-алый.
- Снежно-белый.
- Голубой.
Лица влюбленных картина обращает друг к другу. Богиня нежно обвивает руками шею своего спутника, опирающегося одной рукой на палку, другой – касающийся ее запястья Афродиты. Рядом бегают охотничьи собаки – Рубенс намекал таким образом на род занятий героя. За спиной героини картина изображает белых лебедей – символ любви и преданности, а также атрибут богини любви.
В композиции полотна «Венеры и Адонис» Рубенс оставил полускрытый намек на трагическую развязку этой любовной истории. Богиня и купидон пытаются отвлечь героя, удержать его от охоты, но собаки, которых Рубенс изобразил в нижнем правом углу, уже в нетерпении ждут начала охоты. Согласно оригинальному мифу «Венера и Адонис», последний будет убит на охоте Аресом, обернувшимся кабаном – отсюда и нежелание влюбленной богини пускать возлюбленного в лес.