Философская картина Три возраста женщины и Смерть, которую Ханс Бальдунг написал в 1511 г, считается одним из самых оригинальных произведений Ренессанса. Причудливая композиция полотна привлекает и отталкивает одновременно. Картина соединяет в себе средневековый мистицизм и ренессансный реализм.
История создания
Картина «Три возраста женщины и Смерть» принадлежит к художественной школе верхней Германии. История ее практически неизвестна. Создавалась картина в 1508-1511 гг, предположительно в Нюрнберге. Ханс Бальдунг, как и другие мастера живописи той эпохи, нередко обращался к теме загробной жизни, конца света и потустороннего мира. А тема быстротечности молодости и красоты, которую раскрывает «Три возраста женщины и Смерть» – одна из главных в искусстве Возрождения, воспевавшем цветущую юность, здоровье и весну жизни.
Картина относится к жанру аллегории, выполненной в реалистичном направлении. Для создания полотна Ханс Бальдунг использовал масляные краски, написано оно на деревянной доске. В данный момент «Три возраста женщины и смерть» выставляется в венском Музее истории искусств.
Автор
Ханс Бальдунг родился в немецком городе Швебиш-Гмюнд, расположенном на реке Рейн. Будущий художник происходил из семьи юриста. Точная назвать дату рождения живописца невозможно – разные историки называют 1480 г. и 1484 г. Вскоре после рождения Ханс Бальдунг вместе с семьей переезжает в Страсбург. Там живописец провел детство и юность. Самыми известными считаются произведения, которые Ханс Бальдунг создал в конце этого периода – в 1496 г., для Лихтентальского монастыря.
В начале XVI в. он снова уезжает – теперь в Нюрнберг. Там, в 1503 Ханс Бальдунг становится учеником и подмастерьем Дюрера, работает в его мастерской. Молодой художник работает над иллюстрациями, пишет портреты. Картина «Три возраста женщины и Смерть» написана в этот период. В 1507-1538 гг. Ханс Бальдунг путешествует по Германии, выполняя заказы и совершенствуя свой художественный метод. В 1516 г.
Художник расписывает алтарь Фрайбургского собора. В 1538 г. Ханс Бальдунг оседает в Страсбурге, став придворным живописцем местного епископа. Умер он в 1545 г.
Описание и особенности полотна
«Три возраста женщины и Смерть» — картина на границе средневекового и ренессансного искусства. Оригинальный размер полотна – 48,2×32,7. Картина выполнена в форме вертикального прямоугольника. Цветовую гамму Ханс Бальдунг использовал теплую и немного приглушенную. На полотне «Три возраста женщины и Смерть» преобладают следующие цвета:
- Темно-коричневый.
- Молочно-белый.
- Желтый.
- Бежевый.
- Бледно-красный.
- Золотисто-зеленый.
Картина не имеет заметных цветовых пятен, ярче всего Ханс Бальдунг изобразил ослепительно-белую кожу девушки и красное зеркало в ее руках.
«Три возраста женщины и Смерть» изображает совершенно разных героинь, олицетворяющих этапы жизненного пути: маленькую девочку, молодую красивую девушку и старуху. С правой стороны картина замыкается образом Жнеца – получеловек-полускелет, держащий над головой девушки песочные часы, Ханс Бальдунг выделяет в работе «Три возраста женщины и Смерть» именно этих двух героинь – ребенок и старуха всего лишь дополняют сюжет.
Контекст и тайный смысл
Основная идея произведения «Три возраста женщины и Смерть», которую картина пытается донести до зрителя – неизбежность судьбы и недолгий век красоты и молодости. Картина «Три возраста женщины и Смерть» несет в себе мотив, типичный для Возрождения – эпохи, которая тяжелее других переносила мысль о потере юности, свежести и красоты.
Картина акцентирует внимание на двух героях: девушке на заре красоты и молодости и Жнеца. Этим Ханс Бальдунг намекает на то, что юность быстротечна и скоро ей придет конец. Картина показывает, что красавица не замечает угрозы – она поглощена созерцанием своего отражения в зеркале.
Но старуха и девочка видят Жнеца – Ханс Бальдунг показал их двоих олицетворением неумолимого течения времени. Полотно «Три возраста женщины и Смерть» содержит несколько важных символических деталей, доносящих до зрителя его скрытый смысл:
- Песочные часы в руке скелета – знак времени и неизбежной судьбы.
- Полупрозрачная шаль – деталь, объединяющая все четыре фигуры композиции «Три возраста женщины и Смерть», подчеркивает едва уловимую, но крепкую и нерушимую связь времен.
- Зеркало – символ самолюбования и тщеславия, присущего красавицам. В работе «Три возраста женщины и Смерть» Ханс Бальдунг напоминает, что не стоит уделять столько внимания недолговечной красоте.
- Красное яблоко у ног девушки – аллегория соблазнов, преследующих молодость, о которых придется пожалеть в старости.
Картина «Три возраста женщины и Смерть» призвана настраивать на размышления о ценности жизни, о том, что в ней действительно важно, а что – скоротечно и потому не так значительно, как может показаться на первый взгляд. Полотно «Три возраста женщины и Смерть» напоминает о неизбежном не для того, чтобы напугать. Ханс Бальдунг хотел, чтобы люди задумались о том, как правильно распорядиться тем временем что им дано и не тратили его впустую.