Пейзажная картина Сирень на солнце, которую Клод Моне написал в ранний период своего творчества, содержит элементы сюжетной композиции. Однако, главным в произведении «Сирень на солнце», как и в других работах импрессиониста, остается цвет и отображение падающих на объекты солнечных лучей.
История картины
Картина «Сирень на солнце» создана в 1872-1873 гг. Клод Моне работал над полотном в первом доме, где он жил после женитьбы на Камилле Донсье – под Парижем, в Аржантее. По жанру картина относится к пейзажам, форма ее – горизонтально расположенный прямоугольник. Существует и другая работа, которую Клод Моне писал с той же композицией, но при более темном освещении, в пасмурную погоду.
За год до написания произведения «Сирень на солнце» Клод Моне вернулся из путешествия по Англии, где видел много выполненных на пленере пейзажей, в результате чего окончательно утвердился в выборе собственного художественного метода. Эта картина – одно из первых характерных импрессионистских произведений художника. Впоследствии Клод Моне будет работать и совершенствовать в своем творчестве именно это направление.
История полотна: «Сирень на солнце» после написания типична для работ создателя импрессионизма:
- Сразу после завершения картины Клод Моне продал ее своему постоянному посреднику Дюран-Рюэлю.
- «Сирень на солнце» выставлялась в галерее своего нового хозяина дважды – в 1877 г., затем в 1891 г.
- В 1899 г. холст был выкуплен у Дюран Рюэля российским коллекционером Щукиным, давним поклонником импрессионизма.
- В 1918 г. революционное правительство национализировало галерею Щукина и отправило ее в музей. На сегодняшний день «Сирень на солнце» хранится и выставляется в галерее музея им. Пушкина.
Описание картины
Над полотном «Сирень на солнце» его автор, Клод Моне, работал при ярком естественном освещении. Композиция ее проста: в центре пейзажа – пышные, раскидистые цветущие кусты, размером напоминающие деревья, чистое прозрачно-голубое небо и два женских силуэта в тени ветвей. Обеих женщин Клод Моне писал со своей жены – она была моделью для большинства его картин этого периода. Последние замечаются не сразу – так сильно фигуры, выполненные более темными красками, оттеняют красочные гроздья цветов, сияющая в полуденных лучах зелень листьев и густая трава. Луч солнечного света падает прямо перед ними, окрашивая молодую траву в насыщенный, изумрудно-зеленый цвет.
Этим контрастом Клод Моне заставляет все, что остается позади, прятаться в тени.
Оригинальные размеры картины «Сирень на солнце» совсем небольшие — 50×65. Это не характерно для манеры художника, чаще Клод Моне писал более масштабные полотна. Маленький размер холста «Сирень на солнце» говорит о том, что это произведение было до некоторой степени экспериментом. Манера его исполнения была вдохновлена английскими пейзажами. Клод Моне оттачивал на этой картине свое мастерство передачи света и тени, работы с чистым цветом и разным освещением.
Контекст
«Сирень на солнце» характерный пример раннего импрессионистского творчества ее автора. Как и в других картинах, созданных в Аржантее, Клод Моне делает главным акцентом композиции цвет. Очертания объектов на холсте – расплывчатые, силуэты только обозначены. В работе «Сирень на солнце» он использует следующие оттенки:
- Бледно-голубой.
- Изумрудно-зеленый.
- Розовато-сиреневый..
- Фиолетовый.
- Светло-бежевый.
Цветовая палитра на большей части произведения «Сирень на солнце» — светлая, темные пятна обнаруживаются только внизу, в тени ветвей. В центре композиции – роскошные кусты, густо усыпанные крупными цветами. На переднем плане холста «Сирень на солнце» соцветия розоватые, в правом углу – с сине-фиолетовым оттенком. Эта часть картины освещена лучше всего, лучи дневного светила играют на листьях и лепестках ослепительно-яркими переливами. На этом фоне две женских фигуры почти не заметны – Клод Моне хотел, чтобы они только оттеняли основные объекты полотна. Силуэты оттягивают на себя часть внимания, уравновешивая композицию, придавая ей чуть больше разнообразия и гармонии.