Несмотря на нетипичное название, картина Прекрасная садовница — часть цикла образов Мадонн Рафаэля Санти. Стандартная композиция произведения оживляется реалистичными чертами, которые художник перенял у мастеров поздней античности. «Прекрасная садовница» сочетает в себе величие и умиротворенность религиозной живописи с гармонией и насыщенностью красок эпохи Ренессанса.
История создания
Картина «Прекрасная садовница» была написана в 1507 г., в завершающий этап флорентийского периода творчества своего создателя. Это – последняя «Мадонна», которую Рафаэль создал во Флоренции. Жанр работы «Прекрасная садовница» – религиозная живопись. Историки искусства склоняются к версии, что картина была заказана художнику влиятельным уроженцем Сиены Сергарди, хотя это утверждение не считается безусловно доказанным.
Рафаэль работал над полотном «Прекрасная садовница» накануне своего отъезда в Рим. Считается, что картина не была завершена им лично, ее дописывал живописец Ридольфо Гирландайо. В частности, темная, серо-голубая накидка Мадонны, которую Рафаэль чаще изображал насыщенно-синей – работа Гирландайо.
В дальнейшем картина переживала немало переименований и переходов:
- Сразу после того, как Рафаэль (или другой художник) закончил работу, ее увезли в Сиену.
- Там «Прекрасная садовница» под неизвестным названием попала ко двору Франциска I, где приобрела небывалую популярность.
- До 1720 г. картина значилась в королевском собрании как «Мадонна в платье крестьянки», потом получила от искусствоведа Мариетта название «Прекрасная садовница».
Во Франции, после знакомства с этим произведением, Рафаэль стал популярнейшим художником, а сама «Прекрасная садовница» – примером и классическим образцом для многих живописцев. На сегодняшний день картина принадлежит к галерее парижского Лувра.
Автор
Полное имя художника – Рафаэль Санти, годы жизни – 1483-1520. Родом он был из восточно-итальянского города Урбино. Рафаэль родился в семье, близкой к искусству – отец его значился придворным поэтом и живописцем в свите герцога Урбино.
Мастерство изобразительного искусства Рафаэль начал постигать сначала в отцовской мастерской, затем – в качестве ученика и подмастерья Пьетро Перуджино. Первый живописный опыт художника – фрески, религиозные и романтично-рыцарские сюжеты.
В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где активно развивает свой художественный метод. Прежде всего, направление его развития связано с влиянием таких столпов Ренессанса, как Микеланджело, Браманте и Да Винчи.
Рафаэль создает масштабные алтарные полотна, индивидуальные портреты и продолжает цикл «Мадонн», к которому относится и «Прекрасная садовница».
Последний серьезный переезд художника – в Рим, в 1508 г. Здесь, под крылом Ватикана, официальным живописцем которого становится Рафаэль, он завершает эволюцию своей живописной манеры и создает самые совершенные и прославленные свои произведения. Умер художник рано – ему исполнилось только 37. Причиной смерти послужила простуда, которую неправильно лечили ватиканские врачи.
Описание картины
«Прекрасная садовница» по своей композиции напоминает «Мадонну в зелени» и «Мадонну со щеглом». Картина привычно изображает Богоматерь, сидящую на камне, по бокам ее – Иисус и Иоанн-Креститель в образах маленьких детей. Основное взаимодействие происходит между Пресвятой Девой и ее Сыном – картина изображает их лица обращенными друг к другу, к тому же Богоматерь поддерживает Младенца одной рукой, второй – берет Его за руку. Иоанна Крестителя картина показывает наблюдающим эту сцену с благоговением.
Фоном для переднего плана произведения «Прекрасная садовница» служит поле, или луг, вдалеке можно увидеть город с островерхими зданиями. Размеры холста — 122×80. Краски для полотна «Прекрасная садовница» Рафаэль использовал нежные и приглушенные:
- Серо-голубую.
- Золотистую.
- Болотную.
- Бежевую.
- Кремовую.
- Серовато-белую.
- Ярко-красную.
Ярче всех картина воссоздает образ Святой Девы – молодой матери в простом крестьянском одеянии символичного красного цвета – аллегории страдания и жертвенности.
Что хотел сказать автор
«Прекрасная садовница» содержит в себе свойственные всему циклу идеи безграничности материнской любви, предопределенности человеческой судьбы, величия жертвенности и готовности принять предначертанное. Картина наполнена «говорящими» символами: книга в руках Богоматери – воплощение мудрости, крест, который держит Иоанн Креститель – отсылка к неизбежной трагической развязке.
Покой семейной идиллии, который так часто иллюстрировал Рафаэль, нарушается тревогой о будущем.
Богомладенец на полотне «Прекрасная садовница» протягивает руку к книге – это значит, что он стремится постигнуть мудрость, чтобы достойно принять уготованную ему судьбу. У ног изображенных фигур на полотне «Прекрасная садовница» разбросаны цветы: водосбор – символ страстей Христовых, и фиалка, олицетворяющее смирение.
Несмотря на мрачную символику, картина «Прекрасная садовница» дышит ощущением гармонии и умиротворения – Рафаэль хотел подчеркнуть, что эти чувства свойственны святым, непорочным людям, даже несмотря на внутреннее беспокойства и смутное ощущение близости мрачной развязки.