Портрет Музыканта, Леонардо да Винчи 1485 — 1490 год

Единственный мужской портрет, написанный Леонардо да Винчи «Портрет Музыканта» в ранний период своего пребывания в Милане, сохранился до наших дней.

Портрет Музыканта

История создания

Дата создания «Портрета Музыканта» примерно 1485 — 1490 годы. Нет никаких сведений, что работа был заказан Леонардо да Винчи, поэтому имя молодого человека, изображенного на картине «Портрет Музыканта» не известно.

Упоминается эта картина в 1686 году впервые как работа художника Луини Бернардини (он рисовал в стиле близком к Леонардо да Винчи).

«Портрет Музыканта» был передан, как и многие другие его картины кардиналом Федерико Борромео в Амброзианскую библиотеку. Только в ходе реставрации стало ясно что «Портрет Музыканта» бал написан Леонардо да Винчи. Возможно художнику помогали его ученики Больтраффио или же Де Предис.

Описание и особенности картины

Леонардо да Винчи «Портрет Музыканта» — дерево, масло, размер 43х31. На картине изображен молодой человек с вьющимися волосами до плеч. Длинными, тонкими и изящными пальцами правой руки он держит листок с нотами. Мужчина одет в черный камзол и накидку желто коричневого цвета. На голове небольшая красная шапочка.

Существовало несколько мнений кто был изображен на картине Леонардо да Винчи «Портрет Музыканта»:

  1. это Герцог Миланский, так как рука и листок были в свое время записаны работу объединили с другой картиной «Портрет Герцогини Миланской» из того же собрания;
  2. это изображение Франкино Гаффурио, музыканта капеллы Миланского собора и теоретика музыки;
    3. это Жоскена Деспрэ, знаменитый французский музыкант при дворе Сфорца.

В «Портрете Музыканта» на сложенном листе бумаги, изображены буквы и ноты. Сохранились они частями, из-за плохого состояния картины в нижней ее части. Но некоторым ученым удалось все-таки их разобрать и предположить, что надпись может означать либо «Ангельская песня», либо «Ангельский певец». Это может зависеть от того на каком языке написаны буквы – на латинском или итальянском.

Так же ученые предполагают, что ноты в «Портрете Музыканта» записаны в мензуральной нотации (западноевропейская разновидность XIII-XVII вв.), которая применялась для записи вокального полифонического многоголосия, либо для написания новой, метризованой полифонической музыки (с латинского переводится как «размеренная музыка» или «размеренное пение»).

Цветовая палитра

Картина «Портрет Музыканта» написана маслом. Судя по всему, Леонардо да Винчи интересовало только лицо: остальные части картины не закончены. Было нанесено мало масляных слоев на полотно, в некоторых местах тени кажутся резковатыми.

Фон работы «Портрет Музыканта» выкрашен в глубокий черный цвет, одеяние молодого мужчины еле отличается от него, только накидка выкрашена широкими мазками оранжево-коричневого цвета иногда с горчичными, оливковыми и охристыми оттенками. На его голове яркая алая с оранжевым оттенком шапочка. Наблюдаются некоторые акценты, расставленные Леонардо да Винчи в «Портрете Музыканта»:

  1. ослепительно белый воротничок;
  2. едва видимые вертикальные беловатые складочки рубашки в разрезе камзола на груди;
  3. молочно-белый лист с нотами.

В работе «Портрет Музыканта» лицо мужчины изображено в теплых оттенках с присутствием коричнево-золотистых, нежно-розовых и телесных тонов. В его моделировании можно почувствовать тщательность и большую тонкость. Особенно это касается света, который падает на лицо музыканта под определенным углом.

Сюжет картины

На картине «Портрет Музыканта» изображен мужчина, у него спокойное полное достоинства лицо. Его тело и голова повернуты в одном направлении, на три четверти. Его пристальный одухотворенный взгляд устремлен за пределы человеческого разумения, а губы сложены так, как будто молодой человек готовится что-то спеть или уже спел.

Контекст

Лицо мужчины в «Портрете музыканта» чрезвычайно похоже на лицо ангела с картины «Мадонна в скалах». Очень может быть, что Леонардо да Винчи встретив, человека, воплощавшего его идеал красоты, воспользовался случаем его нарисовать.

Визари говорил, что Леонардо да Винчи «при виде какого-нибудь человека с интересными волосами.

Головой или запущенной бородой испытывал такое удовольствие и большой интерес, что следовал за этой интересной фигурой целый день; при этом он так запоминал ее в своей памяти, что когда возвращался домой, вырисовывал ее так, как будто она стояла сейчас перед ним».

Где находится картина сейчас

На данный момент «Портрет Музыканта» Леонардо да Винчи находится в Милане, в Амброзианской библиотеке.

Интересные факты

В 1496 году Леонардо да Винчи познакомился с почти своим ровесником Лукой Пачоли – известнейшим на тот момент математиком. Его пригласил Лодовико Моро профессором в Павийский университет. Лука Пачоли – францисканский монах, выпустил свою знаменитую энциклопедию по математике – «Сумма арифметики, геометрии, пропорции и пропорциональности». Леонардо да Винчи на тот момент был очень увлечен математикой и знакомство с ученым скоро переросло в тесное сотрудничество, они даже подружились. Лука Пачоли и Леонардо да Винчи в Милане трудились совместно над «Трактатом о Божественной пропорции».

Идея написать «правило золотого деления», которому подчиняются все предметы на земле, претендующие быть красивыми, подтвердил сам Пачоли, принадлежит самому Леонардо да Винчи.

Но интересно вот что – в ХVI веке неизвестным художником был написан «Портрет Луки Пачоли», и все бы ничего, но за спиной монаха изображен молодой мужчина, который очень сильно похож на мужчину с картины Леонардо да Винчи «Портрет Музыканта». Похожие вьющиеся волосы, скулы, губы и подбородок, только взгляд обращен к зрителю. Такая же полоска белого воротничка и рубашка, выглядывающая из разреза камзола. Почему такое сходство и есть ли связь между двумя картинами – неизвестного художника «Портрет Луки Пачоли» и Леонардо да Винчи «Портрет Музыканта» – остается до сих пор загадкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector