Картина Мадонна в скалах ( Мадонна в гроте ) Леонардо да Винчи 1483 год

С самой загадочной стороны являет нам картину «Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)» Леонардо да Винчи, работа полна символами и намеками, которые лежат за пределами разумения человека.

Полотно «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте»)

История создания

«Мадонна в скалах (гроте)» была заказана Леонардо да Винчи и братьям Де Предис 25 апреля 1483 года Братством Непорочного Зачатия миланской церкви св. Франциска. Из-за разногласий, возникших между Леонардо да Винчи и заказчиками, первый вариант картины был заменен на второй, созданный через двадцать лет (столько времени шла тяжба из-за «Мадонны в скалах (гроте)»).

Леонардо да Винчи был увлечен работой, создав произведение невиданной силы. Представив картину «Мадонна в скалах» заказчикам, он был взбешен, когда те ее отвергли, не мало посмеявшись над ним. Монахи сослались на то что работа не окончена и грязновата. Леонардо да Винчи стал судиться с заказчиками, доказывая что он обманут, что нельзя «слепому судить о цветах».

Описание и особенности картины

В изображенной сцене «Мадонна в скалах (гроте)» в центре, возможно происходит удивляющая воображение — игра рук, которую могло знать только искусство:

  1. благословение,
  2. защита,
  3. поклонение,
  4. указание.

На фоне причудливого пейзажа, в гроте, образованной нагромождением скал, похожих на сталактиты, расположилась небольшая группа. В середине – Мария. Чуть склонив голову на бок, она наблюдает за маленьким Иисусом. Лицо и вся поза Марии выражают глубокое спокойствие. Мария одета в широкое платье, ниспадающее тяжелыми, крупными складками. Платье Леонардо да Винчи нарисовал так, что чувствуется даже его ткань.

Правой рукой Мария касается Иоанна. Она как бы подталкивает его к Иисусу. Левую руку простерла над Иисусом. Обе руки выписаны Леонардо да Винчи с удивительным мастерством; кажется, что они находятся в движении.

Фигуры мальчиков так жизненны и непринужденны, что только пальчики Иисуса, сложенные для благословления, напоминают о том, что на картине «Мадонна в скалах (гроте)» изображены «святые».

Четвертый персонаж картины «Мадонна в скалах (гроте)», ангел — это полный жизни юноша с прекрасным лицом изящным жестом руки указывает на Иоанна. Вся сцена в картине озарена тихим вечерним светом, исходящим из глубины грота и распространяющимся на лица и фигуры.

Композиция в «Мадонне в скалах (гроте)» — это пирамида, в самом верху которой находится голова Марии. Линии опущенного взгляда Марии, коленопреклоненного Иоанна и его сложенных руки, благословляющий жест Иисуса и указующий перст ангела сходятся в пустом месте, где из проступающего в скалах грунта распускаются прорисованные Леонардо да Винчи с любовью и тщательностью растения и цветы, на части которых ниспадают лучи света. Мягко выступают лица и тела из тени, освещенные светом; в глубине грота тени так густы, что, кажется их можно ощутить. Поверхностный слой лака приглушает тона картины «Мадонна в скалах (гроте)», но она не смотрится темной – краски все так же ярки.

Цветовая палитра

Колорит картины «Мадонна в скалах (гроте)» — теплый. Лица Иисуса, Марии и Иоанна имеют несколько общих тонов. Общие теплые тона сообщают о том, что на теплых цветах бликами будут холодноватые оттенки, а на холодных цветах будут присутствовать обязательно теплые блики. Рассмотрим плащ Марии: в его тенях содержаться не только изумрудные мазки, но и охру, землистые оттенки и кадмий красный. У ангела на одеянии замечаем мазки краплака, кобальтовые и изумрудно-зеленые краски. При свете загораются теплые краски – охра светлая, кадмий красный, заметны блики кадмия оранжевого и желтого палевого.

Основным в «Мадонне в скалах(гроте)» считает здесь Леонардо да Винчи изображение воздушной объемности реального мира, достигаемого нежным, едва заметным переходом от света к тени, знаменитым «сфумато». Для получения этого перехода Леонардо да Винчи применил метод, который позволил ему построить картину «Мадонна в скалах (гроте)» в глубину. В основе лежит очень тонкий слой особого грунта, который Леонардо да Винчи изобрел лично.

Грунт на произведение накладывался в несколько тонких слоев — это послужило Леонардо да Винчи оптической базой дальнейшей живописи.

Затем последовала основная работа над «Мадонной в скалах (гроте)» — создавались объемы. Они изображались на картине Леонардо да Винчи путем нанесения теней и световых бликов. Делалось это тонкими шелковыми кистями, которыми накладывались разные оттенки красок – коричневатой, местами сероватой. Сначала наносились тени средней интенсивности по всей картине «Мадонна в скалах (гроте)», затем на отдельных местах писались блики света; постепенно достигается та тончайшая градация оттенков легендарного «сфумато» Леонардо да Винчи.

Сюжет картины

Сюжетом для картины Леонардо да Винчи, послужила легенда, не имеющей подтверждения в Евангелии. Она гласит, что юный Иоанн, направлявшийся с матерью в пустыню встречает Марию с Иисусом, идущих из Египта. Религиозное содержание картины «Мадонна в скалах (гроте)», предназначением которой было служить в часовне иконой, было только внешнее. Леонардо да Винчи в «Мадонне в скалах (гроте)» попытался создать ощущение чего-то многозначительного и таинственного, решить сложную и новую композиционную задачу, создать гармонически замкнутую многофигурную группу и изобразить живых людей, живую природу. И это ему удалось.

Контекст

Раскрыть достоверно и полно содержание картины «Мадонна в скалах (гроте)» нелегко, возможно даже сам Леонардо да Винчи сделать этого не смог. Скорее всего художник стремился проникнуть через немногие яркие живописные образы в тайну природы, тайну рождения, жизни и смерти, к которой Леонардо да Винчи всю свою жизнь подходил не как католик, а как ученый и естествоиспытатель.

Где находится картина сейчас

На данное время обе картины, написанные великим художником Леонардо да Винчи и его учениками находятся в разных местах:

  1. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Ангелом (Мадонна в скалах). Холст, масло, 198х123, ок. 1483-1485гг. Париж, Лувр.
  2. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Ангелом (Мадонна в скалах). Дерево, масло, 189,5х120, ок. 1506-1508гг. Лондон, Национальная галерея.

Оба варианта «Мадонны в скалах (гроте)» созданные на один и тот же сюжет (есть различия лишь иконографии и стиле) и почти одинаковые по размерам, были написаны маслом на доске. Правда в конце XVIII века, находящаяся сейчас в Париже картина Леонардо да Винчи, была переведена на холст.

Интересные факты

Сейчас больше не существует церкви Сан-Франческо для алтаря которой была написана «Мадонна в скалах (гроте)». Она находилась недалеко от доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие, где спустя десять лет Леонардо да Винчи начнет «Тайную вечерю». Так как церковь Сан-Франческо находилась в очень заброшенном и полуразвалившемся состоянии ее снесли на рубеже XVIII – XIX веков. Те картины, что остались от алтаря Непорочного Зачатия, были либо уничтожены, либо рассеяны по музеям. Центральная часть – «Мадонна в скалах (гроте)», созданная Леонардо да Винчи, попала за границу, позднее за ней последовали окружавшие ее две картины его учеников, с изображением ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В настоящее время эти три картины находятся в национальной галерее в Лондоне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector