Это одно из полотен, относящихся к знаменитому циклу изображений Девы Марии. Картину «Мадонна в кресле» Рафаэль написал во время своего прибывания в Риме, в 1513-1514 гг. В отличие от более ранних произведений, эта картина ближе к бытовому портрету, она лишена заднего плана и дальней перспективы. Представленная работа менее популярна, чем некоторые другие представители цикла, тем не менее, «Мадонна в кресле» отлично иллюстрирует новый этап в развитии художественного метода прославленного художника.
История создания
Картина «Мадонна в кресле» создавалась в период творческой зрелости, когда Рафаэль уже был известным и ценимым в Ватикане художником – в разгар «Римского» периода, между 1513 и 1514 годами. Жанр произведения — религиозное тондо. Картина была написана одновременно с масштабными работами над станцами – фресками, покрывшими четыре комнаты папского дворца. Современники утверждали, что Рафаэль называл полотно «Мадонна в кресле» одной из своих любимых работ. Образ Святой Девы для нее Рафаэль списал со своей жены, Франорины.
Исследователи считают, что «Мадонна в кресле» была написана под влиянием таких живописцев, как Тициан и дель Пьомбо. Отсюда – отсутствие геометрической выверенности, мягкие, округлые линии, отказ от многоплановости и теплая цветовая гамма. Картина «Мадонна в кресле» была по достоинству оценена как современниками, так и потомками. Многие художники последующих поколений (Цоффани, Энгр и др.) помещали ее на свои полотна, в качестве фоновой детали, или скрытой аллегории. На сегодняшний день «Мадонна в кресле» выставляется во Флоренции, в Палатинской Галерее.
Автор
Рафаэль Санти (р. 1483 – ум. 1520) – прославленный деятель искусства Возрождения. Родился он в семье художника, детство провел в городе Урбино. На начальном этапе Рафаэль обучался изобразительному искусству у Пьетро Перуджино, в чьей мастерской он работал в юности. Уже тогда, первых картинах, было заметно подражание античности и стремление к ясной, гармоничной композиции. Творчество этого художника разделяют на три периода:
- Урбинский – первые опыты в живописи, иконопись, религиозные аллегории. Первые шаги в искусстве Рафаэль совершает под руководством отца, затем – учителя. В самых ранних работах заметно подражание Перуджино.
- Флорентийский – изучение живописной технике, знакомство с другими мастерами Ренессанса, выработка собственного стиля. Рафаэль приближается в своих работах к художникам поздней античности и Византии, становится на позиции реализма и раннего барокко.
- Римский – расцвет и вершина творческого метода. Рафаэль окончательно формирует индивидуальный стиль. Работая на Ватикан, он расписывает храмы, создает масштабные алтарные полотна, фрески и портреты. К этому периоду относится и картина «Мадонна в кресле».
Работая в Риме, Рафаэль обрел настоящую славу и успех. Он занимается не только живописью, но и архитектурой. После смерти знаменитого Браманте, Рафаэль получает от Папы должность архитектора базиликального плана храма св. Петра. Умер Рафаэль молодым – ему исполнилось только 37 лет. Основной причиной смерти называют кровопускание при лечении простудного заболевания.
Описание картины
Картина «Мадонна в кресле», хотя и относится к религиозным сюжетам, напоминает больше по стилю бытовой портрет. Богоматерь сидит, обнимая Младенца, за ними стоит Иоанн Креститель, также изображенный ребенком. Сама «Мадонна в кресле» одета, как зажиточная крестьянка. Рафаэль написал ее в платье из ярких тканей, на голове – обычная полосатая косынка. Богомладенец одет в простую рубашку – картина показывает его преисполненным жизни ребенком.
Обе центральные фигуры полотна «Мадонна в кресле» они имеют здоровый, цветущий вид, полны жизни. Этим картина резко отличается от раннехристианской живописи. Схематичные и в то же время, неземные средневековые изображения с подобным сюжетом, которые Рафаэль изучал в Риме. О святости Девы Марии картина напоминает только легко обозначенным, тонким нимбом над головой. Во всем остальном видно, что это не эфемерные видения, а люди из плоти и крови. «Мадонна в кресле» обнаруживает черты как римского, так и более раннего флорентийского периода. Картина изображает Богоматерь одновременно юной матерью – с нежностью и умилением, а с другой стороны – величественно-умиротворенной святой, несущей в мир гармонию.
«Мадонна в кресле» вписана в аккуратный круг. Оригинальные размеры ее — 71×71. Картина пестрит яркими, сочными красками. Рафаэль использовал для полотна «Мадонна в кресле» самые разные оттенки:
- Оранжево-красный.
- Светло-синий.
- Зеленый.
- Золотистый.
- Светло-бежевый.
- Коричневый.
Фон позади — однотонный, черный, все внимание картина сосредотачивает на фигурах на переднем плане. Иоанна Крестителя «Мадонна в кресле» изображает в благоговении смотрящим на Богоматерь, его руки сложены в молитвенном жесте, на плече – крест. Лицо Девы Марии излучает нежность к Младенцу, умиротворенность и покой. «Мадонна в кресле» ласково прижимает Его к себе, их головы соприкасаются. Рафаэль изобразил на этом полотне семейную идиллию, которая, с одной стороны, несколько принижает религиозный сюжет, а с другой, утверждает святость материнских чувств.