Прославленная картина Мадонна Темпи — одна из ранних в цикле изображений Богоматери, которым славится Рафаэль. Она была создана ближе к концу флорентийского периода его творчества. По стилю и композиции «Мадонна Темпи» ближе к средневековой иконописи, чем более поздние творения художника. Ее черты – утонченные и немного болезненные, как на старинных фресках и иконах. При этом картина воплощает ее уже в образе не только чтимой святой, но и любящей матери.
История картины
«Мадонна Темпи» была написана между 1507-м и 1508-м годами. По размеру она не слишком большая — 75×51. Рафаэль написал ее масляными красками на деревянной доске. По форме – вытянутый вверх прямоугольник. В отличие от большей части других полотен цикла, эта картина создана не под влиянием Леонардо да Винчи, а скорее в стиле рельефов другого итальянского художника – Донателло и делла Робиа.
Рафаэль дал название полотну «Мадонна Темпи» в честь состоятельной семьи из Флоренции, для которой картина и создавалась. По одной из версий, композиция работы была позаимствована из тондо в Падуе, кисти Донателло. После смерти создателя картина проделала короткий путь от Флоренции к Германии:
- Первое время «Мадонна Темпи» оставалась в семье заказчика, потом перешла к его потомкам.
- В 1809 г. король Людвиг I увидел произведение «Мадонна Темпи» во время своего путешествия по Италии и загорелся желанием его приобрести. 20 лет спустя он покупает полотно.
- На сегодняшний день полотно остается в Германии и выставляется в галерее мюнхенской Пинакотеки.
Жанр, в котором Рафаэль писал работу «Мадонна Темпи» — религиозная живопись. Однако, в ней уже проглядывают черты свойственного эпохе и позднему творчеству этого художника барочного реализма. «Мадонна Темпи», менее известная, чем поздние работы цикла, отлично передает переходный период, когда Рафаэль стремился сочетать иконописный идеализм с ренессансным буйством красок и реализмом.
Описание картины
Композиция произведения «Мадонна Темпи» проста – Рафаэль изобразил на полотне юную мать, нежно прижимающую к себе Младенца. На дальнем плане картина открывает поле и озеро. Полотно Рафаэль писал мягкими, но достаточно яркими красками:
- Серо-голубой.
- Синей.
- Розовато-красной.
- Жемчужно-серой.
- Болотно-зеленой.
- Кремово-бежевой.
- Золотистой.
Ярким контрастом между фоном и двумя фигурами в центре Рафаэль выражает идеализм сюжета «Мадонна Темпи». То, что изображено на заднем плане, существует исключительно для контраста и для гармонии. За счет этого из средневекового изображения Богоматери вырисовывается характерная для Возрождения картина – живая, реалистичная, и, вместе с тем, наполненная духовным символизмом.
Что хотел сказать автор
Главная идея, которую Рафаэль вложил в произведение – глубина и гармония материнской любви. Ярче, чем предыдущие работы цикла, «Мадонна Темпи» раскрывает тесную связь между матерью и ребенком – именно эту мысль Рафаэль хотел воплотить в произведении.
Лицо Богоматери картина показывает одновременно счастливым, умиленным и тревожным. «Мадонна Темпи» как будто предчувствует трагичный финал – тревога заметна в ее взгляде, устремленном на Богомладенца, в ее объятиях, пытающихся укрыть Его от внешнего мира. Одновременно лицо Богомладенца обращено к зрителю – таким приемом мастер вовлекает в сюжет картину, создает иллюзию взаимодействия с аудиторией.
Ветер, развевающий волосы Пресвятой Девы и раздувающий ее платье, придает изображению динамизма. Произведение иллюстрирует переход Рафаэля от средневековой традиции живописи к античному реализму. А гармоничное взаимодействие образов полотна «Мадонна Темпи», их легко считываемые эмоции говорят о достижении неведомого в прежние эпохи психологизма, с которым Рафаэль передает настроение героев и создает атмосферу художественного произведения.