Картина «Мадонна со щеглом» Рафаэль Санти: описание, история, что хотел сказать автор

Легендарная картина Мадонна со щеглом — ранняя представительница цикла образов Богоматери, который создал Рафаэль. Она создана в период, когда художник жил во Флоренции. Полотно известно необычным, несвойственным для религиозных мотивов сюжетом, нетипичной яркостью и насыщенностью красок.

Легендарная картина «Мадонна со щеглом» 1507 год

История создания

«Мадонна со щеглом» написана в 1507 г., ближе к концу «флорентийского» периода, когда Рафаэль уже переходит от средневековой условности к ренессансному реализму. Сама картина по композиции близка к пасторали, но ее жанр все еще определяется как религиозная живопись.

Рафаэль создал полотно «Мадонна со щеглом» по заказу Лоренцо Нази – торговца и друга художника. Картина приурочивалась к свадьбе заказчика. Композиция произведения проста и вписана в привычный для художника треугольник. На своем веку «Мадонна со щеглом» пережила немало событий:

  1. После создания картина нашла свое место в поместье Нази.
  2. В 1548 г., дом, где хранилось произведение, подвергся частичному разрушению и «Мадонна со  щеглом» распалась на 18 обломков.
  3. Первое восстановление провел художник Ридольфо дель Гирландайо.
  4. Окончательная реставрация произведения, в результате которого картина вернулась к   первоначальному виду, состоялась в 2002-2008 гг, руководитель – Патризия Ритано.

Сегодня картина «Мадонна со щеглом» хранится и выставляется в галерее Уффици.

Автор

Художник Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (р. 1483 – ум. 1520) – уроженец города Урбино, в восточной части Италии. Родился гений Ренессанса в творческой семье – отцом его был придворный живописец герцога Урбино. Мать Рафаэль потерял рано – в восемь лет. Искусствоведы считают, что знаменитый цикл, к которому принадлежит «Мадонна со щеглом» вдохновлен во многом воспоминаниями о ней.

Ранний, «урбинский» период творчества художника тесно связан с именем Пьетро Перуджино – первого учителя и владельца мастерской, где юный Рафаэль работал и набирался опыта. Во Флоренцию художник переехал в 1504 г. Там он познакомился с ренессансным искусством в лице да Винчи, Бартоломео делла Порта и Микеланджело. Благодаря влиянию этих деятелей искусства Рафаэль формирует собственную манеру живописи, сочетая иконописное искусство европейского Средневековья с художественной манерой Византии и античности.

Но самым плодотворным считается «римский» период, когда Рафаэль работал под покровительством Ватикана. Протекция Браманте помогла художнику вступить в должность главного живописца Папского двора. В Риме Рафаэль расписывал храмы, создавал фрески, составлял архитектурные планы, писал картины на заказ.

Умер художник в 37 лет. Причиной скоропостижной кончины послужило неправильное лечение простудного заболевания Рафаэль скончался через несколько дней после кровопускания, проведенного папскими лекарями.

Описание картины

Композиция полотна «Мадонна со щеглом» — классическая для таких сюжетов. На первом плане картина изображает Богоматерь с Иисусом и Иоанном-Крестителем, в образе младенцев. Последний протягивает первому маленькую, умещающуюся в детских ладонях птицу отсюда название «Мадонна со щеглом». На заднем плане картина показывает деревья и холмы, за которыми виднеется город. Исследователи считают, что Рафаэль взял за прообраз Флоренцию.

«Мадонна со щеглом» поражает яркими, непривычными для религиозных мотивов красками. Рафаэль использовал для этой работы следующие оттенки:

  1.  Насыщенно-голубой.
  2.  Жемчужно-серый.
  3.  Светло-зеленый.
  4.  Красный.
  5.  Глубокий синий.
  6.  Кремово-бежевый.
  7.  Медово-золотистый.
  8.  Коричневый.

Особенно яркой выглядит сама «Мадонна со щеглом», в ее классическом красно-синем одеянии, и дети в центре композиции. Картина эта среднего размера – 107×77, форма холста «Мадонна со щеглом» – стоячий прямоугольник. Рафаэль выполнил полотно на холсте масляными красками.

Что хотел сказать автор

«Мадонна со щеглом», как и другие произведения прославленного цикла, отражает в первую очередь идею материнской любви. Пресвятая Дева, сидящая на камне, с нежностью смотрит на играющих детей, со спины как будто заслоняя их собою. На лице ее картина отражает любовь и смирение. Цвета одеяния, в которое облачена «Мадонна со щеглом», также символичны: синий – цвет католической церкви, красный – страдания.

Однако, картина несет в себе и другой, менее явный, символический смысл. Блаженная гармония и умиротворение идиллической сцены соседствует со смутной тревогой. Как и в других произведениях, где изображен Иоанн Креститель, Рафаэль заключил в работе «Мадонна со щеглом» аллегорически воплощенную идею неизбежности судьбы, принятия своего жизненного пути и священной жертвенности.

Картина «Мадонна со щеглом полна аллегорий и символов. Птица здесь символизирует будущие страдания и жертву Христа. Книга в руке Богоматери воплощает мудрость. Иоанн Креститель протягивает Богомладенцу птицу, которую Он гладит по голове. Таким образом Рафаэль хотел сказать, что, познав мудрость, Христос принял жребий, уготованный Ему божественным предназначением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector