Легендарная картина Мадонна со щеглом — ранняя представительница цикла образов Богоматери, который создал Рафаэль. Она создана в период, когда художник жил во Флоренции. Полотно известно необычным, несвойственным для религиозных мотивов сюжетом, нетипичной яркостью и насыщенностью красок.
История создания
«Мадонна со щеглом» написана в 1507 г., ближе к концу «флорентийского» периода, когда Рафаэль уже переходит от средневековой условности к ренессансному реализму. Сама картина по композиции близка к пасторали, но ее жанр все еще определяется как религиозная живопись.
Рафаэль создал полотно «Мадонна со щеглом» по заказу Лоренцо Нази – торговца и друга художника. Картина приурочивалась к свадьбе заказчика. Композиция произведения проста и вписана в привычный для художника треугольник. На своем веку «Мадонна со щеглом» пережила немало событий:
- После создания картина нашла свое место в поместье Нази.
- В 1548 г., дом, где хранилось произведение, подвергся частичному разрушению и «Мадонна со щеглом» распалась на 18 обломков.
- Первое восстановление провел художник Ридольфо дель Гирландайо.
- Окончательная реставрация произведения, в результате которого картина вернулась к первоначальному виду, состоялась в 2002-2008 гг, руководитель – Патризия Ритано.
Сегодня картина «Мадонна со щеглом» хранится и выставляется в галерее Уффици.
Автор
Рафаэль Санти (р. 1483 – ум. 1520) – уроженец города Урбино, в восточной части Италии. Родился гений Ренессанса в творческой семье – отцом его был придворный живописец герцога Урбино. Мать Рафаэль потерял рано – в восемь лет. Искусствоведы считают, что знаменитый цикл, к которому принадлежит «Мадонна со щеглом» вдохновлен во многом воспоминаниями о ней.
Ранний, «урбинский» период творчества художника тесно связан с именем Пьетро Перуджино – первого учителя и владельца мастерской, где юный Рафаэль работал и набирался опыта. Во Флоренцию художник переехал в 1504 г. Там он познакомился с ренессансным искусством в лице да Винчи, Бартоломео делла Порта и Микеланджело. Благодаря влиянию этих деятелей искусства Рафаэль формирует собственную манеру живописи, сочетая иконописное искусство европейского Средневековья с художественной манерой Византии и античности.
Но самым плодотворным считается «римский» период, когда Рафаэль работал под покровительством Ватикана. Протекция Браманте помогла художнику вступить в должность главного живописца Папского двора. В Риме Рафаэль расписывал храмы, создавал фрески, составлял архитектурные планы, писал картины на заказ.
Умер художник в 37 лет. Причиной скоропостижной кончины послужило неправильное лечение простудного заболевания Рафаэль скончался через несколько дней после кровопускания, проведенного папскими лекарями.
Описание картины
Композиция полотна «Мадонна со щеглом» — классическая для таких сюжетов. На первом плане картина изображает Богоматерь с Иисусом и Иоанном-Крестителем, в образе младенцев. Последний протягивает первому маленькую, умещающуюся в детских ладонях птицу отсюда название «Мадонна со щеглом». На заднем плане картина показывает деревья и холмы, за которыми виднеется город. Исследователи считают, что Рафаэль взял за прообраз Флоренцию.
«Мадонна со щеглом» поражает яркими, непривычными для религиозных мотивов красками. Рафаэль использовал для этой работы следующие оттенки:
- Насыщенно-голубой.
- Жемчужно-серый.
- Светло-зеленый.
- Красный.
- Глубокий синий.
- Кремово-бежевый.
- Медово-золотистый.
- Коричневый.
Особенно яркой выглядит сама «Мадонна со щеглом», в ее классическом красно-синем одеянии, и дети в центре композиции. Картина эта среднего размера – 107×77, форма холста «Мадонна со щеглом» – стоячий прямоугольник. Рафаэль выполнил полотно на холсте масляными красками.
Что хотел сказать автор
«Мадонна со щеглом», как и другие произведения прославленного цикла, отражает в первую очередь идею материнской любви. Пресвятая Дева, сидящая на камне, с нежностью смотрит на играющих детей, со спины как будто заслоняя их собою. На лице ее картина отражает любовь и смирение. Цвета одеяния, в которое облачена «Мадонна со щеглом», также символичны: синий – цвет католической церкви, красный – страдания.
Однако, картина несет в себе и другой, менее явный, символический смысл. Блаженная гармония и умиротворение идиллической сцены соседствует со смутной тревогой. Как и в других произведениях, где изображен Иоанн Креститель, Рафаэль заключил в работе «Мадонна со щеглом» аллегорически воплощенную идею неизбежности судьбы, принятия своего жизненного пути и священной жертвенности.
Картина «Мадонна со щеглом полна аллегорий и символов. Птица здесь символизирует будущие страдания и жертву Христа. Книга в руке Богоматери воплощает мудрость. Иоанн Креститель протягивает Богомладенцу птицу, которую Он гладит по голове. Таким образом Рафаэль хотел сказать, что, познав мудрость, Христос принял жребий, уготованный Ему божественным предназначением.