Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле»: описание картины

Картина Мадонна Конестабиле

Миниатюрная картина Мадонна Конестабиле относится к раннему периоду творчества гения Ренессанса. Рафаэль написал ее еще в родной провинции Умбрии, перед отъездом во Флоренцию. «Мадонна Конестабиле» считается многими искусствоведами незаконченной, однако, это не помешало произведению войти число самых прославленных живописных работ Возрождения.

Мадонна Конестабиле

История создания

«Мадонна Конестабиле» — тондо, картина, вписанная в круг. По жанру она принадлежит к религиозной живописи. Датируется картина чаще 1504 г., хотя существует мнение, что работу над ней Рафаэль начал немного раньше – в 1502 г. Композиция полотна «Мадонна Конестабиле» намного проще, чем у более поздних работ цикла. Считается, что Рафаэль создал ее по заказу графа из Перуджи, по фамилии которого картина была названа. Случилось это только в XIX веке, после перепродажи.

«Мадонна Конестабиле» — первая картина из легендарного цикла изображений Девы Марии с Младенцем, над которым Рафаэль работал всю свою жизнь. Более, или менее подтвержденная история этого произведения начинается с XIX века:

  1.  Картина «Мадонна Конестабиле» переходит к любителю живописи Джованни делла Стаффа. Он был потомком заказчика, для которого Рафаэль писал работу.
  2.  В 1871 г. картина приобретается императором Александром II в качестве подарка супруге Марии Александровне. Десять лет спустя «Мадонна Конестабиле» была переведена с поврежденной временем доски на холст.
  3.  Во время эрмитажных распродаж 1930-х годов картина была выставлена на аукцион, но не заинтересовала покупателей.

Сегодня «Мадонна Конестабиле» остается в коллекции Эрмитажа и выставляется вместе с оригинальной рамой, которую расписывал Рафаэль.

Описание картины

«Мадонна Конестабиле» написана близко к манере средневековой иконописи. Картина относится к жанру религиозной живописи. Композиция произведения классическая – Рафаэль изобразил Пресвятую Деву держащей на коленях Богомладенца, который смотрит в книгу. «Мадонна Конестабиле» обладает тонкими чертами лица, свойственными ее изображениям эпохи позднего средневековья. Фигуры ее картина практически не показывает – она скрыта покрывалом, из которого виднеется только шея, верхняя часть груди и ладони.

На дальнем плане – пасторальный пейзаж: зеленый луг, голые деревья, водоем, за ним – маленькое одинокое строение. Искусствоведы сделали вывод, что картина «Мадонна Конестабиле» изображает на заднем плане пейзажи родного города автора – Урбино. Пологие холмы, тонко очерченные облетевшие деревья, однотонное, немного хмурое небо создают атмосферу умиротворения, смешанного с неясной, интуитивно ощущаемой грустью.

Цветовая гамма полотна «Мадонна Конестабиле» четко расставляет акценты – самые яркие фигуры находятся на переднем плане. Рафаэль использовал для этого произведения следующие оттенки:

  1.  Бледно-голубой.
  2.  Болотно-зеленый.
  3.  Жемчужно-серый.
  4.  Темно-коричневый.
  5.  Светло-бежевый.
  6.  Насыщенно-алый.
  7.  Светло-синий.

Цвета бледнее, чем на поздних полотнах художника, но значительно ярче, чем требует средневековая иконопись. Картина совсем не большая – оригинальные размеры ее 17,5×18 см. Рафаэль писал полотно «Мадонна Конестабиле» на деревянной доске масляными красками. Форма тондо подчеркивала гармоничность и мягкость композиции, которой не требовалось ничего лишнего.

Автор

Рафаэль Санти – один из самых прославленных живописцев эпохи Ренессанса. Родился он в городе Урбино, в области Умбрия, в 1483 г. Отец его был художником и поэтом при дворе самого влиятельного человека в городе – герцога Урбино. Начинал свой творческий путь Рафаэль в мастерской отца, после его смерти – перешел работать к Перуджино. Именно к этому периоду относится картина «Мадонна Конестабиле».

В 1504 г. Рафаэль уехал вместе с учителем в один из центров культуры и искусства Возрождения – Флоренцию. Там он развивал свой художественный метод, опираясь на опыт знаменитых современников – Да Винчи, Микеланджело, Браманте, Бартоломео делла Порта. Во Флоренции Рафаэль изучает опыт античного изобразительного искусства и византийской иконописи.

В произведениях живописца появляются черты нового искусства: реализм, яркие, насыщенные оттенки, множество символичных акцентов, прорисовка деталей.

В 1508 г. наступает новый период в жизни художника – Рафаэль получает приглашение в Ватикан от Папы Юлия II. Там он становится одним из официальных мастеров живописи и архитектуры Папского двора. Одновременно с этой работой Рафаэль пишет портреты именитых граждан Рима, занимается масштабными полотнами. Вскоре он получает должность комиссара по древностям. Умер Рафаэль в апреле 1520 г. – простуда, которую лечили кровопусканием папские врачи, оказалась смертельной.

Что хотел сказать автор

По сравнению с флорентийскими и римскими представителями цикла, «Мадонна Конестабиле» раскрывает только одну, классическую для живописи той эпохи идею – достижение гармонии через постижение мудрости. Последнюю картина воплощает в образе книги, к которой обращены лица Богоматери и Иисуса. Вопреки дальнейшей традиции цикла «Мадонна Конестабиле» не раскрывает взаимодействия образов – и Мать и Богомладенец смотрят в книгу.

Рафаэль не сразу пришел к этой центральной идее. Когда картина «Мадонна Конестабиле» переносилась на холст, обнаружилось, что первоначально Святая Дева держала в руке гранат – кровопролития и священной жертвы Христа. Цвета, в которые облачена «Мадонна Конестабиле», отражает идею торжества христианства (синий) и жертвенности во имя спасения человечества (красный).

Идею святости автор подчеркивает тончайшими нимбами над головами Богоматери и Христа. Покрывало, наброшенное на голову и окутывающие всю фигуру Девы Марии, подчеркивает ее чистоту и смирение. В ее образе просматривается больше строгости, чем в более поздних вариантах этого образа. Картина лишена знаменитого психологизма и тонкости деталей, которыми прославится Рафаэль в будущем.

Однако, «Мадонна Конестабиле» является прекрасным примером раннего творчества художника, ставшей первой ступенью на пути к новаторскому методу, без которого немыслимо изобразительное позднего искусство Ренессанса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Руслан Шандриков/ автор статьи

Истинный ценитель всего красивого и живописи. Характер спокойный, дружественный. В коллективе общителен, в конфликтных ситуациях сдержанный. Вооружен своим мнением, любитель конкретики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Картины мирового искусства и русских художников
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: