Миниатюрная картина Мадонна Конестабиле относится к раннему периоду творчества гения Ренессанса. Рафаэль написал ее еще в родной провинции Умбрии, перед отъездом во Флоренцию. «Мадонна Конестабиле» считается многими искусствоведами незаконченной, однако, это не помешало произведению войти число самых прославленных живописных работ Возрождения.
История создания
«Мадонна Конестабиле» — тондо, картина, вписанная в круг. По жанру она принадлежит к религиозной живописи. Датируется картина чаще 1504 г., хотя существует мнение, что работу над ней Рафаэль начал немного раньше – в 1502 г. Композиция полотна «Мадонна Конестабиле» намного проще, чем у более поздних работ цикла. Считается, что Рафаэль создал ее по заказу графа из Перуджи, по фамилии которого картина была названа. Случилось это только в XIX веке, после перепродажи.
«Мадонна Конестабиле» — первая картина из легендарного цикла изображений Девы Марии с Младенцем, над которым Рафаэль работал всю свою жизнь. Более, или менее подтвержденная история этого произведения начинается с XIX века:
- Картина «Мадонна Конестабиле» переходит к любителю живописи Джованни делла Стаффа. Он был потомком заказчика, для которого Рафаэль писал работу.
- В 1871 г. картина приобретается императором Александром II в качестве подарка супруге Марии Александровне. Десять лет спустя «Мадонна Конестабиле» была переведена с поврежденной временем доски на холст.
- Во время эрмитажных распродаж 1930-х годов картина была выставлена на аукцион, но не заинтересовала покупателей.
Сегодня «Мадонна Конестабиле» остается в коллекции Эрмитажа и выставляется вместе с оригинальной рамой, которую расписывал Рафаэль.
Описание картины
«Мадонна Конестабиле» написана близко к манере средневековой иконописи. Картина относится к жанру религиозной живописи. Композиция произведения классическая – Рафаэль изобразил Пресвятую Деву держащей на коленях Богомладенца, который смотрит в книгу. «Мадонна Конестабиле» обладает тонкими чертами лица, свойственными ее изображениям эпохи позднего средневековья. Фигуры ее картина практически не показывает – она скрыта покрывалом, из которого виднеется только шея, верхняя часть груди и ладони.
На дальнем плане – пасторальный пейзаж: зеленый луг, голые деревья, водоем, за ним – маленькое одинокое строение. Искусствоведы сделали вывод, что картина «Мадонна Конестабиле» изображает на заднем плане пейзажи родного города автора – Урбино. Пологие холмы, тонко очерченные облетевшие деревья, однотонное, немного хмурое небо создают атмосферу умиротворения, смешанного с неясной, интуитивно ощущаемой грустью.
Цветовая гамма полотна «Мадонна Конестабиле» четко расставляет акценты – самые яркие фигуры находятся на переднем плане. Рафаэль использовал для этого произведения следующие оттенки:
- Бледно-голубой.
- Болотно-зеленый.
- Жемчужно-серый.
- Темно-коричневый.
- Светло-бежевый.
- Насыщенно-алый.
- Светло-синий.
Цвета бледнее, чем на поздних полотнах художника, но значительно ярче, чем требует средневековая иконопись. Картина совсем не большая – оригинальные размеры ее 17,5×18 см. Рафаэль писал полотно «Мадонна Конестабиле» на деревянной доске масляными красками. Форма тондо подчеркивала гармоничность и мягкость композиции, которой не требовалось ничего лишнего.
Автор
Рафаэль Санти – один из самых прославленных живописцев эпохи Ренессанса. Родился он в городе Урбино, в области Умбрия, в 1483 г. Отец его был художником и поэтом при дворе самого влиятельного человека в городе – герцога Урбино. Начинал свой творческий путь Рафаэль в мастерской отца, после его смерти – перешел работать к Перуджино. Именно к этому периоду относится картина «Мадонна Конестабиле».
В 1504 г. Рафаэль уехал вместе с учителем в один из центров культуры и искусства Возрождения – Флоренцию. Там он развивал свой художественный метод, опираясь на опыт знаменитых современников – Да Винчи, Микеланджело, Браманте, Бартоломео делла Порта. Во Флоренции Рафаэль изучает опыт античного изобразительного искусства и византийской иконописи.
В произведениях живописца появляются черты нового искусства: реализм, яркие, насыщенные оттенки, множество символичных акцентов, прорисовка деталей.
В 1508 г. наступает новый период в жизни художника – Рафаэль получает приглашение в Ватикан от Папы Юлия II. Там он становится одним из официальных мастеров живописи и архитектуры Папского двора. Одновременно с этой работой Рафаэль пишет портреты именитых граждан Рима, занимается масштабными полотнами. Вскоре он получает должность комиссара по древностям. Умер Рафаэль в апреле 1520 г. – простуда, которую лечили кровопусканием папские врачи, оказалась смертельной.
Что хотел сказать автор
По сравнению с флорентийскими и римскими представителями цикла, «Мадонна Конестабиле» раскрывает только одну, классическую для живописи той эпохи идею – достижение гармонии через постижение мудрости. Последнюю картина воплощает в образе книги, к которой обращены лица Богоматери и Иисуса. Вопреки дальнейшей традиции цикла «Мадонна Конестабиле» не раскрывает взаимодействия образов – и Мать и Богомладенец смотрят в книгу.
Рафаэль не сразу пришел к этой центральной идее. Когда картина «Мадонна Конестабиле» переносилась на холст, обнаружилось, что первоначально Святая Дева держала в руке гранат – кровопролития и священной жертвы Христа. Цвета, в которые облачена «Мадонна Конестабиле», отражает идею торжества христианства (синий) и жертвенности во имя спасения человечества (красный).
Идею святости автор подчеркивает тончайшими нимбами над головами Богоматери и Христа. Покрывало, наброшенное на голову и окутывающие всю фигуру Девы Марии, подчеркивает ее чистоту и смирение. В ее образе просматривается больше строгости, чем в более поздних вариантах этого образа. Картина лишена знаменитого психологизма и тонкости деталей, которыми прославится Рафаэль в будущем.
Однако, «Мадонна Конестабиле» является прекрасным примером раннего творчества художника, ставшей первой ступенью на пути к новаторскому методу, без которого немыслимо изобразительное позднего искусство Ренессанса.