Мадонна ди Фолиньо: описание и история создания картины (1511-1512 г.)

Рафаэль Санти – один из выдающихся, универсальных мастеров искусства поры Высокого Возрождения. Картину «Мадонна ди Фолиньо» относят к римскому периоду его творчества, времени расцвета его художественного мастерства. Картина входит в цикл изображений Пресвятой Девы с Младенцем – одного из самых популярных среди творцов эпохи сюжетов.

Картина «Мадонна ди Фолиньо»

История картины

Картина «Мадонна ди Фолиньо» была создана в 1511-1512 гг., для католического храма Санта Мария Арачелли. Рафаэль написал это полотно по заказу историка римской церкви Сиджизмондо деи Конти – последний хотел воздать хвалу Небесам за спасение от смерти во время падения на его дом метеорита. Именно поэтому картина «Мадонна де Фолиньо» изображает Пресвятую Деву в облаках, в зените славы, а ниже – одноименный город, в котором и произошло падение метеорита.

Существует версия, что панораму города на полотне «Мадонна ди Фолиньо» были написаны учениками Рафаэля. Часть работы над второстепенными фигурами также выполнена ими.

«Мадонна ди Фолиньо» – алтарная картина, выполненная в жанре классического реализма периода Высокого Возрождения, с оттенками зарождающегося классицизма. Композиция ее включает несколько фигур – Деву Марию с Иисусом в облаках, в окружении ангелов, и внимающих ее явлению зрители: Иоанн-Креститель, св. Франциск, а также заказчик, по чьей просьбе создана картина – деи Конти со своим святым покровителем Иеронимом. «Мадонна ди Фолиньо» была помещена в родном городе Сиджизмондо, отраженном в ее названии, в храме Санта Мария д’Арачели. После – перевезена в церковь св. Анны. Сегодня картина «Мадонна ди Фолиньо» хранится в пинакотеке Ватикана.

Автор

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти родился в марте, или апреле 1483 г., в городе Урбино, на востоке Италии. Отец его – художник и поэт в свите герцога Урбинского. Именно под его руководством Рафаэль постигал азы творчества, учился изобразительному искусству. Отец умер рано, в 1494 г. В 1501-м Рафаэль работает в мастерской в Перудже, под руководством Пьетро Перуджино. Основные периоды творчества этого мастера Возрождения:

  1. Урбинский (обучение).
  2. Флорентийский (влияние Да Винчи и Микеланджело)
  3. Римский (работа в Ватикане, сюда входит и «Мадонна ди Фолиньо).

В 1504 г. Рафаэль уезжает во Флоренцию, один из главных центров Ренессансного искусства. Здесь начинается новый период его творчества. Рафаэль знакомится и обменивается опытом с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Браманте. В это время художник занят в основном религиозной тематикой. В 1508 г. Рафаэль переселяется в Рим, где становится художником двора Папы Римского. Он расписывает церкви, создает фрески. В это же время создается и «Мадонна ди Фолиньо». В 1515 г. Рафаэль становится главным хранителем древностей. Умер художник рано, в 1520-м году, в возрасте 37 лет.

Описание картины

Сюжет полотна «Мадонна ди Фолиньо» типичен для эпохи Возрождения: Пресвятая Дева с Богомладенцем в небесах, в окружении ангелов, а внизу – святые, свидетели явления. Поскольку картина написана на заказ и призвана отобразить смирение и благодарность заказчика, он тоже включен в композицию – коленопреклоненным перед божественным явлением. Оригинальные размеры полотна «Мадонна ди Фолиньо» – 320×194. Рафаэль вложил в произведение ряд свойственных периоду и его собственному почерку особенностей:

  1. Святые изображены с несвойственным иконописи реализмом.
  2. Картина выполнена в ярких, сочных оттенках: голубом, красном, зеленом.
  3. Ангелы представлены на полотне «Мадонна ди Фолиньо» детьми, наподобие античных амуров.

На лицах свидетелей явления Рафаэль отобразил удивление и благоговение, смешанное с некоторой долей недоверия. Позы их выражают покорность и смирение. Сама «Мадонна ди Фолиньо» выглядит божественно спокойной и благостной. Она сосредоточена на своих мыслях, как будто закрыта от остальных. Взгляд ее обращен к Богомладенцу. «Мадонна ди Фолиньо» здесь напоминает поздневизантийскую иконописную манеру – она написана по-гречески идеализированно. В более поздних, чем эта картина, работах Рафаэль будет укреплять позиции реализма, люди на его полотнах будут изображаться с большим индивидуализмом – даже святые.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector