Тициан – величайший мастер прославленной венецианской школы живописи. Картину «Любовь небесная и Любовь земная» относят к эпохе Высокого Возрождения. Она написана в ранний период творчества своего создателя. Картина наполнена символами и аллегориями. Споры об истоках, толкованиях и скрытых образах в ее сюжете и композиции ведутся среди историков искусства и поныне.
История создания
«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан написал в 1514 г., по заказу одного из секретарей управляющего республикой Совета Десяти – Никколо Аурелио. Жанр произведения – аллегория, стиль – Чинквеченто. Этот факт подтверждает изображение его родового герба, которое Тициан поместил на барельеф саркофага, находящегося в центре композиции. «Любовь небесная и Любовь земная» предназначалась в качестве свадебного подарка Аурэлио своей невесте, состоятельной вдове по имени Лаура Багаротто. Многие историки искусства считают, что картина была призвана смягчить скандал и остудить пересуды, связанные с этой свадьбой. Знаменитый уже тогда Тициан и его картина должны были укрепить сомнительную репутацию этого союза.
Дело в том, что покойный супруг невесты заказчика, Франческо Боррромео, выступал в недавно прошедшем военном конфликте против Венеции, в армии Максимилиана I. После поражения императора он был, скорее всего, осужден Советом Десяти и приговорен к смерти. Вскоре был казнен и отец Лауры – его тоже сочли причастным к измене зятя (как считается, несправедливо). Этот мотив картина отразила в сцене насилия, вырезанной на саркофаге.
После смерти своего создателя и заказчика «Любовь небесная и Любовь земная» выставляется на продажу. В начале XVII картина приобретается Шипионе Боргезе, меценатом. Покупатель помещает ее в Римскую галерею, названную его именем. Там картина найдет свое пристанище надолго. В самом конце XIX в., когда Тициан ценился особенно высоко, миллионер Ротшильд сделал попытку выкупить полотно «Любовь небесная и Любовь земная». Картина была оценена предпринимателем в более чем 4 млн., но это предложение ожидал отказ. «Любовь небесная и Любовь земная» осталась в Риме.
О авторе
Тициан Вечеллио родился в венецианской провинции Пьеве-ди-Кадори. Сведения о годе его рождения рознятся – предположительно, Тициан родился между 1488-м и 1490-м годом. Отец художника был политиком и военным. В Венецию Тициан переехал в отрочестве, первое время работал в мастерских художников Беллини – братьев Джентиле и Джованни. Он знакомится с несколькими прославленными мастерами ренессансной венецианской школы. Совместно с Джорджоне Тициан пишет свои первые серьезные работы.
После смерти Беллини и Джорджоне в Венеции не остается более выдающихся мастеров, чем Тициан. Он получает звание первого художника Республики. Тициан предпочитал масштабные, динамичные сюжеты и яркие контрасты оттенков. Основными сюжетами его работ были:
- Сцены из Священного Писания.
- Мифологические сюжеты, по большей части – из античных мифов.
- Портреты знатных особ, многих Тициан изображал в аллегорической форме.
«Любовь небесная и Любовь земная» относится, скорее, ко второй категории – картина не включает портретов заказчика и его невесты, женщины, изображенные на переднем плане – символические воплощения Любви, в виде античных богинь.
С годами Тициан приобретает все большее влияние в Италии, пользуется покровительством могущественного герцога Мантуи Гонзага. Самый плодотворный период его творчества – 1530-1540-е годы. В 1548-м Тициан уезжает в Германию по приглашению Карла V. В поздний период работы художника серьезно эволюционируют в сторону реализма и естественной гаммы оттенков. Тициан меняет манеру – его картины уже не пестрят яркими красками, но переливаются множеством золотисто-бежевых полутонов. Полотна художника приобретают зернистую структуру.
Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей по всей Западной Европе. Несмотря на запрет, его тело не было сожжено, но предано земле. Художник похоронен в Венеции, в церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фраи.
Описание картины
«Любовь небесная и Любовь земная» изображает двух женщин, сидящих на противоположных концах саркофага. Над крышкой последнего склонился купидон. Вдалеке, за рекой, виднеется город. Цветовая палитра полотна – приглушенная, с плавными, гармоничными переходами, которыми известен Тициан.
Основные цвета, которыми написана картина «Любовь небесная и Любовь земная»:
- Темно-зеленый.
- Прозрачно-голубой.
- Болотный.
- Молочно-белый.
- Алый.
Ярче всего Тициан выделил на фоне листвы и неба женские фигуры в белом и алом. Картина имеет оригинальные размеры 118×279. Обе героини олицетворяют две ипостаси, сущности любви – Супружескую и Духовную. Существует версия, что картина иллюстрирует встречу Медеи с Венерой: первая – в платье, вторая – обнаженная. Но одинаковые лица девушек говорят против этой теории. Первая героиня одета в роскошное платье, приличествующее состоятельной замужней даме, спокойна и безмятежна. Картина изображает ее в окружении символов счастливого замужества и плодородия – кроликов, цветов шиповника и вечнозеленого мирта. Перчатки и богатый пояс на ее одеянии – символы верности и благопристойности.
Вторая героиня полотна «Любовь небесная и Любовь земная» показана практически обнаженной, с легкой, динамичной позой и мечтательным взглядом. Ее лицо обращено к собеседнице, она, возможно, пытается ее соблазнить, ввести в грех, но терпит поражение. О возвышенной сущности этой Венеры картина намекает через горящую лампаду в ее руке – символ священного, ритуального огня. В этом двойном образе – «Любовь небесная и Любовь земная» — Тициан изобразил эфемерную мечту и женщину, доступную обладанию.
Горный рельеф, переходящий в равнину – символ сложной жизни той, кому была посвящена картина – Лауре Багаротто – и ее окончательного выбора в пользу покоя и благопристойности. Заметны в композиции и траурные нотки – мрамор, издавна ассоциировавшийся с могилой, жестокая сцена на стене саркофага. Сцена охоты с собаками на заднем плане – вполне традиционная аллегория сватовства и скорой свадьбы. Равнина намекает на будущие наслаждения супружеской жизни. В целом, картина наполнена ощущением покоя и умиротворения, оживляемых едва ощутимой ноткой тревоги, предчувствия перемен и ожидания счастливого будущего.