Уникальная картина «Древний ужас» Леона Бакста

Символичная картина «Древний ужас», которую Леон Бакст создал в первые годы XX века, представляет собой аллегорическое изображение гибели цивилизации. В эпоху символизма, мистицизма и декаданса, картины, изображающие мрак, разрушение и Рок, были отражением настроений эпохи, одновременно бессознательно стремившейся к изменениям и предчувствующей гибель прежнего мира.

"Древний ужас", Леон Бакст, 1908 год

История картины

Полотно «Древний ужас» было написано в 1908 г. Картина далась художнику нелегко – на работу над ней Леон Бакст потратил около 3-х лет. Современники утверждают, что первой версией картины «Древний ужас» было выставленное в 1906 г. в галерее Союза русских художников полотно «Terror Antiquus». Особую роль в создании красочной и правдоподобной иллюстрации античного мира сыграла поездка в Грецию, которую художник предпринял в 1907 г.

Первый раз «Древний ужас» был выставлен в осенью галерее Салона в Париже – на следующий год после создания картины. Затем Леон Бакст продемонстрировал полотно публике в Салоне Санкт-Петербурга. Реакция просвещенной аудитории на «Древний ужас» была бурной, но неоднозначной. Произведением восхищались и разносили его в пух и прах. В более поздние годы композиция побывала на выставках в Брюсселе (1910), в Риме (1911), Праге (1912) и Лондоне (1913). На данный момент картина хранится в Русском музее, в г. Санкт-Петербург.

Леон Бакст: краткая биография

Леон Бакст

Леон Бакст, или Лейб-Хаим Израилевич Розенберг появился на свет в Гродно, зимой 1866 г. Семья вскоре перебралась в Петербург, где будущий художник смог получить хорошее образование. Сначала он учился в Шестой гимназии, затем, в 1883 г., поступил в Академию художеств. Из Академии юный живописец был отчислен за-за излишне экспрессивной картины «Оплакивание Христа». С 1888 г. Леон Бакст обеспечивает себя и брата с сестрами, работая иллюстратором.

Модернистские картины молодого художника выставляются Обществом русских акварелистов. С 1891 г. Леон Бакст часто путешествует по Европе, в 1893-1897 гг. – учится в мастерской Ж.-Л. Жерома во Франции. В последние годы XIX в. живописец сотрудничает с Дягилевым и Бенуа, экспериментирует с графикой. С 1910 г. Леон Бакст живет в Париже, работает во Франции и Англии над театральными декорациями. До 1918 г. сотрудничал с группой Дягилева, но, после продолжительного конфликта, творческий союз распался. Умер Леон Бакст в 1924 г., в пригороде Парижа под названием Рюэй-Мальмезон.

Характеристика картины: особенности, композиция и цветовое решение

Картина «Древний ужас» относится к жанру аллегории. Стиль произведения – модерн. Оригинальные размеры полотна – 250×270 см, форма холста – горизонтальный прямоугольник. На полотне «Древний ужас» Леон Бакст отображает разрушение античной цивилизации – предположительно, легендарной Атлантиды.

На переднем плане – статуя языческой богини – голубь в ее руках позволяет узнать в изваянии Афродиту. Сама статуя на холсте «Древний ужас» схожа с архаичными «Корами», которых Леон Бакст видел в Акрополе. Именно руины этого исторического города послужили художнику вдохновением для создания пейзажа подвергшейся разрушению цивилизации на заднем плане, за спиной статуи.

Сверху композиция «Древний ужас» разбивается на две части ослепительно яркой молнией. Вдалеке, вместо линии горизонта Леон Бакст показал гряду каменных островов.Цветовая палитра картины – холодная, наполненная резкими контрастами. Леон Бакст использовал для полотна «Древний ужас» следующие оттенки:

  1. Насыщенно-бирюзовый.
  2.  Синий.
  3. Темно-голубой.
  4. Бежевый.
  5. Серовато-белый.
  6. Светло-оранжевый.
  7. Травянисто-зеленый.

Основные тона композиции «Древний ужас» — сине-голубой и серо-белый. Серым с бежевыми и зелеными вкраплениями художник отобразил город, а синим – поглощающее его море. Наиболее ярким акцентом на полотне «Древний ужас» является статуя в центре, на переднем плане – с ее бледно-оранжевыми косами, красными губами и синей птицей в ладонях.

Интересные факты

Государственный Русский музей

Несмотря на яркие, сочные цвета, работа «Древний ужас» вызывает у зрителя беспокоящие, тревожные ощущения – отсюда спорная реакция на полотно критики. Несколько любопытных фактов о картине:

  1. Леон Бакст работал над холстом «Древний ужас» в тяжелых условиях, в крайне неудобном помещении и с трудом завершил композицию.
  2.  В 1910 г. картина получила золотую медаль Международной выставки в г. Брюссель.
  3. В 1965 г. сын автора рассматриваемого произведения подарил произведение Русскому музею.
  4. Статуя Афродиты в центре композиции «Древний ужас» воплощает идею «Бессмертной женственности», которая стоит выше всего – и жизни, и смерти.
  5. Прототипом для изваяния послужила статуя, найденная на раскопках Акрополя. Отсутствующую на оригинальном изваянии кисть художник писал со своей жены.

Мистическая композиция «Древний ужас» оказалась последней живописной работой, которую создал Леон Бакст – в последующие годы он будет работать только над театральными декорациями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector