Пейзажные картины Кувшинки (Водяные лилии), авторства Клод Моне, представляют собой цикл, объединяющий 250 полотен. Это произведение занимает центральное место в последнем тридцатилетии творчества прославленного художника-импрессиониста.
История создания
Клод Моне работал над циклом Кувшинки в 1914-1918 гг. Жанрово картина являет собой один из ярчайших образцов импрессионизма. Замысел полотна пришел к художнику сразу после переезда в усадьбу Живерни. Он всегда увлекался, цветоводством – собственное поместье с просторным палисадником было давней мечтой живописца. Там Клод Моне обустроил сад с прудом: вдоль берега цвели ирисы, над водой раскинулся мостик, а в самом пруду плавали водяные лилии.
После того, как первая картина была впервые представлена в 1919 г., все холсты решено было разместить в музее Оранжери (Тюильри). Под «Кувшинки» было отведено две большие овальные комнаты.
Клод Моне сам активно участвовал в оформлении помещений под свои произведения. Картины покрывают стены комнат практически полностью. Однако, выставка произведений «Кувшинки» в этом музее прошла только в мае 1927 г., после смерти автора. 12 холстов до сих пор хранятся в Оранжери, остальные – в разных музеях и галереях по всему миру. В 1999 г. для масштабной выставки из разных стран было собрано еще около 60 произведений цикла водяные Кувшинки.
Автор
Оскар Клод Моне родился в Париже, в ноябре 1840 г. Отец будущего художника был бакалейщиком и видел сына продолжателем семейного дела. В 1845 г. Клод Моне с семьей перебралась в Гавр (Нормандия). Там он окончил школу и, еще в юные годы, приобрел славу карикатуриста. Вскоре Клод Моне стал брать заказы на карикатурные портреты. Он окончательно решил посвятить себя изобразительному искусству.
Клод Моне уезжает в Париж. Родители надеялись, что он получит образование в Школе изящных искусств, но сам художник отказался поступать в учебное заведение. Клод Моне проводил большую часть свободного времени «Кабачке мучеников», где собирались художники нового направления. В 1860 г. Клод Моне отправился на службу в Алжир, но уже в следующем году тетка откупила его от военной повинности.
В первой половине 1960-х годов художник завершает свое обучение живописи. Сначала Клод Моне проходит несколько курсов в институте, на факультете искусств, затем – учится в Студии живописи Шарля Глейра. В 1970-х Клод Моне путешествует – сначала посещает Англию, затем Нидерланды. Наконец, в 1883 г. художник окончательно оседает во Франции, в поместье Живерни. Умер Клод Моне в 1925 г., в Париже.
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки. Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери.
Картины Кувшинки считаются одним из самых знаменитых произведений в жанре импрессионизма. На этих полотнах Клод Моне идеально передает игру цветовых оттенков и переливов света в лепестках цветов и их отражениях в водной глади. Все картины имеют большие размеры и относятся к жанру пейзажа.
Интересные факты о цикле и авторе картин
Клод Моне признан одним из величайших живописцев XX века. А картины цикла «Кувшинки» — одним из важнейших достижений живописи модернистского направления. Несколько интересных фактов об авторе и произведении:
- Само название жанра – «импрессионизм» — было взято у одной из известнейших картин, которую написал Клод Моне – «Впечатление. Восходящее солнце».
- Все свои картины художник писал исключительно при дневном освещении.
- Во время написания полотен «Кувшинки» садовникам приходилось не раз пересаживать цветы, чтобы добиться расположения, которого хотел автор.
- В 1912 г. Клод Моне практически потерял зрение из-за катаракты, перенес операцию и после этого видел некоторые цвета искаженными – это отражают поздние картины цикла.
Кувшинки до сих пор пользуются огромной популярностью, как украшение интерьера – уникальные переливы цвета позволяют полотнам оживить любую обстановку.