Картина Динарий кесаря: описание, о авторе, история создания

Картину Динарий кесаря относят к раннему периоду творчества Тициана Вечеллио. Произведение иллюстрирует популярный библейский сюжет, поднимая тему противопоставления добра и зла, света и тени. Эта картина – одна из самых философских и глубокомысленных работ Тициана.

Динарий кесаря

История картины

«Динарий кесаря» Тициан написал в 1516 г., по заказу одного из влиятельнейших людей Венеции, герцога Д’Эсте. Это была первая картина, созданная художником для именитого заказчика, ставшего позже постоянным. «Динарий кесаря», выполненный в жанре аллегорического реализма, создавался для того, чтобы украшать дверцу шкафа с коллекционными монетами в доме герцога. Сюжет Тициан выбрал, руководствуясь требованием Д-Эсте. В полотне «Динарий кесаря» заказчик хотел аллегорически отразить противостояние светской власти итальянских городов с амбициозными прелатами папского престола. В частности, его беспокоили претензии Папы на власть в Ферарре. Поэтому герцогу важно было, чтобы «Динарий кесаря» подчеркнул — император и его приближенные должны получить свое, ибо так сказал Бог.

После того, как Тициан закончил «Динарий кесаря», произведение поместили на полагающееся ей место – в шкаф. Картина оставалась в доме Д’Эсте до большого пожара, случившегося в 1598 г. Затем «Динарий кесаря» ряд переходов:

  1. Полотно было спасено и перенесено в частную коллекцию семьи.
  2. Потом картина перешла во владение к наследникам рода – герцогам Моденским.
  3. В первой половине XVIII в. король Саксонии Август III выкупил «Динарий кесаря» для личной коллекции, скорее выросшей в Дрезденскую галерею.
  4. В 1944 г. картина вместе с другими шедеврами галереи была эвакуирована в СССР, где была отреставрирована под руководством П.Д. Корина.

На сегодняшний день «Динарий кесаря» снова находится в Дрездене и выставляется в Галерее старых мастеров.

Автор

Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио – выдающийся итальянский художник, чье творчество базируется на основах венецианского живописного искусства. Именно в Венеции прошла большая часть жизни этого художника. От рождения Тициан был представителем среднего класса – отец его инспектировал шахты и руководил народным ополчением. О годе его рождения ничего доподлинно не известно – одни историки называют 1488, другие – 1490. Детство Тициан провел в Беллуно, близ Венеции.

Переезд в один из знаменитейших центров ренессансной культуры позволил ему набраться опыта и завести знакомства с самыми прославленными мастерами – такими, как Беллини, Да Винчи, Джорджоне, Лотто и др. «Динарий кесаря» написан в начале этого периода. В Венеции Тициан быстро приобретает известность как портретист, автор алтарных картин и фресок. Поклонником его таланта был и Карл V.

В своем творчестве Тициан развивает традиции близкого к позднеантичной живописи реализма. Полотна его выполнены чаще всего в мягкой, естественной, золотистой гамме. При этом краски Тициан наносил настолько плотно, что картина казалась зернистой. Композиции работ художника отличает сочетания монументальности с динамизмом, поразительных психологизм и свойственная эпохе философичность.

Описание картины

«Динарий кесаря» — философская картина, чья композиция отображает борьбу света и тени. На полотне нет заднего плана, второстепенные детали сведены к минимуму. В центр сюжета «Динарий кесаря» Тициан выводит две фигуры — окутанную мраком и излучающую свет, фарисея и Христа. По размеру картина совсем не большая — 75×55 см. «Динарий кесаря» сосредоточена на одной мысли и идее, отсекая все лишнее. Тициан использовал в этой работе приглушенные, даже мрачные тона:

  1. Черном.
  2. Темно-коричневом.
  3. Сером.
  4. Алом.
  5. Грязно-белом.
  6. Бледно-бежевом.

Ярче всего выделяется на общем плане полотна «Динарий кесаря» фигура Христа. Спокойно и немного рассеянно смотрит Он на человека, протягивающего Ему серебряную монету. Образ Христа занимает большую часть полотна. Тициан выделяет его за счет одеяния алого цвета, особенно яркого на тусклом и мрачном фоне. Фигура же фарисея как будто выплывает из мрака с правой стороны. Образ его груб и приземлен: большие, покрытые жилами руки, землистая кожа, крупный хищный нос. Лицо человека картина показывает в профиль, выражения его не видно. «Динарий кесаря» изображает его как символ искушения и обмана, олицетворение темных сил.

Кроме вышеописанного, картина воплощает и мысль о противостоянии земного и возвышенного, небесного. Христос – образ возвышенный, духовный идеал. Тициан подчеркивает это при помощи более светлых, легких оттенков и тонких линий. Рука Христа указывает на монету, но не касается ее – образ чужд всему земному и порочному. В то же время жилистая, сильная рука фарисея сжимает серебро уверенно – его мысли и желания низменны, обращены к плотским страстям и удовольствиям. Таким образом, Тициан хотел, чтобы созданная им картина «Динарий кесаря» несла в себе больше философского и духовного смысла, не ограничивалась локальным, эпизодическим политическим противостоянием, но вызывала мысли и эмоции, обращенные к вечным вопросам и идеалам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector