Пейзажная картина Дама в саду Сент-Андресс — одно из ранних произведений, которое Клод Моне создал в жанре импрессионизма. Картина известна своими яркими красками, переливами солнечных лучей, игрой света и тени. Полотно Дама в саду — классический пример раннего импрессионизма в живописи.
История создания
Картина «Дама в саду» была написана в 1867 г., во Франции, неподалеку от Гавра. Клод Моне писал ее в поместье своих родственников по фамилии Лекадр – Ле Като. Девушка, изображенная в левой части полотна – жена кузена художника, Жанна-Маргарита Лекадр. Как и другие произведения в жанре импрессионизма, «Дама в саду» написана с помощью пленера, при естественном освещении – Клод Моне считал особенно важным передать игру света на объектах композиции.
Законченная картина «Дама в саду» не выставлялась больше 10 лет. Картина была впервые представлена широкой аудитории на 4-й выставке импрессионистов, в 1879 г. История произведения после написания насыщена событиями:
- Клод Моне подарил завершенное полотно «Дама в саду» Лекадрам.
- В 1893 г. картина попала в галерею поклонника импрессионизма Дюран-Рюэля.
- В 1899 г. «Дама в саду» была приобретена коллекционером из Москвы П.И. Щукиным.
- В 1912 г. холст «Дама в саду» попал в руки брата коллекционера.
- После Революции картина была национализирована, а в 1948 г. попала в Эрмитаж.
Сегодня «Дама в саду» выставляется и хранится в эрмитажной Галерее им. С. Щукина и Морозовых.
Автор
Оскар Клод Моне, родоначальник импрессионизма, родился в 1840 г., под Парижем. Семья его была зажиточной – отец художника содержал бакалейную лавку. В 1845 г. Клод Моне с родителями переселился в нормандский город Гавр. Клод Моне не любил посещать школу, зато с юных лет достиг успеха как карикатурист. Портреты его авторства в карикатурном жанре продавались за 20 франков.
Первым учителем живописца стал Эжен Буден. Именно благодаря ему Клод Моне стал пейзажистом. Во второй половине 1850-х художник едет в Париж, чтобы серьезно заняться обучением живописи. Большую поддержку Клод Моне получил от тетки, увлекавшейся изобразительным искусством. В 1860-1861 гг. обучение пришлось прервать из-за призыва на алжирский фронт, откуда живописец был выкуплен той же теткой.
После возвращения Клод Моне меняет несколько учебных заведений, остановившись, наконец, на студии Ш. Глейра. В этот период, во время летнего отдыха у родственников, и была написана картина «Дама в саду». Заведение стало приютом представителей нового художественного направления – там работал не только Клод Моне, но и Фредерик Базиль, Огюст Ренуар и др. В 1871-1872 г. художник путешествует по Англии и Нидерландам. В 1870-х Клод Моне живет живописном предместье Парижа Аржантьере, где создает ряд известнейших произведений.
В начале 1880-х гг. художник сотрудничает с Рюэлем, что приносит ему немалую прибыль. Благодаря этому Клод Моне получает возможность приобрести имение Живерни, где проживет всю оставшуюся жизнь и напишет знаменитые циклы полотен. Умер Клод Моне в начале зимы 1926 г.
Описание картины
Дама в саду — картина в жанре пейзажа, написанная в стиле импрессионизма. Оригинальные размеры холста — 82×101 см., по форме картина представляет собой горизонтальный прямоугольник. Композиция произведения «Дама в саду» проста – в центре картины изображена клумба с деревом посередине, слева от нее – девушка в пышном белом платье, с зонтиком в руке. На заднем плане Клод Моне располагает деревья и кустарники разной формы, с правой стороны картина показывает деревца и кусты, усыпанные яркими цветами.
Цветовая гамма работы «Дама в саду» — яркая, солнечная и жизнерадостная. Клод Моне использовал для полотна следующие цвета:
- Зеленый – от бледно-травянистого до насыщенно-изумрудного.
- Лазурно-голубой.
- Кипельно-белый.
- Ярко-красный.
- Теплый желтый.
Картина изобилует цветовыми оттенками, солнечными бликами и тенями. Женская фигура на холсте «Дама в саду» не становится главным акцентом – лицо ее не прорисовано, полускрыто зонтом. Женский силуэт белым пятном словно уравновешивает и придает гармонию соседству ярко-голубого неба и темно-зеленой листвы. «Дама в саду», та самая героиня белом платье здесь – всего лишь еще один объект, позволяющий продемонстрировать игру солнечных лучей.
Контекст
Импрессионизм, в целом, не предполагает наличия символов и скрытых смыслов. Главная идея, которую несет картина «Дама в саду» — передача светоотражения, переливы цветовых оттенков и полутонов, влияние освещения на композицию. Клод Моне стремился запечатлеть естественную красоту цветущих растений, в листьях и лепестках которых играют ослепительные лучи летнего солнца. Отсюда – немного размытые линии и отсутствие прорисовки очертаний растений и силуэта.
Четкие формы для художника не представляли особого интереса, главное в его художественном методе – свет и цвет.
Картина «Дама в саду» словно залита ярким, теплым солнечным светом. Особенно хорошо это заметно на объектах, расположенных на первом плане: дерево и клумба в центре, девушка с зонтом, цветущие деревца и кустарники справа. Именно цветы импрессионист сделал яркими акцентами в общей синевато-зеленой композиции. Они заставляют полотно играть разными оттенками и придают холсту «Дама в саду» оживленную, вдохновленную, праздничную атмосферу.