Популярная картина Ужин, которую Леон Бакст написал в зените своего таланта, раскрывает классическую для искусства рубежа XIX-XX вв. тему «Незнакомки». Произведение привлекает внимание необычной, немного размытой техникой исполнения и броскими цветовыми контрастами.
История создания картины
Полотно «Ужин» было создано в 1903 г. Смешение различных техник, сочетание резких темных и полупрозрачных светлых оттенков – все это говорит о картине, как о типичном произведении модернизма первых годов XX в. В качестве натурщицы для композиции «Ужин» Леон Бакст пригласил жену своего друга и наставника Александра Бенуа. Само полотно имеет несколько названий – автор предпочитал именовать его «Дама в ресторане», подчеркивая тот факт, что работа изображает именно женщину «нового типа», декадентку.
«Ужин» был впервые продемонстрирован широкой публике в конце зимы 1903 г. На пятой выставке сообщества живописцев «Мир искусства» (куда входил Леон Бакст) картина вызвала настоящий скандал. Неискушенные зрители возмущались скабрезностью композиции, критики искусства упрекали «Ужин» в злой насмешке, а Леон Бакст был обвинен в издевательстве над романтическим сюжетом «Незнакомки». Свою роль в восприятии картины сыграл и тот факт, что она была размещена в галерее рядом с «Тремя бабами» Малявина – произведения с такой же вызывающей композицией и чувственным настроением. Сегодня картина «Ужин» хранится в Русском музее, в городе Санкт-Петербург.
Автор
Леон Бакст, урожденный Лейб-Хаим Израилевич (Лев Самойлович) Розенберг родился в 1866 г. Родом художник был из Гродно, откуда его семья перебралась в Петербург вскоре после рождения прославленного модерниста. После нескольких лет обучения в Шестой гимназии столицы Леон Бакст переводится в Академию художеств, где обучается в 1883-1887 гг. Заканчивается его образование исключением из Академии из-за скандальной картины «Оплакивание Христа».
Еще будучи студентом, Леон Бакст активно развивает свой талант на практике, иллюстрируя журналы, газеты и книги. С 1890 г. живописец учится работать акварелью у Альберта Бенуа. С 1993 г. – берет частные уроки во Франции, у художников Жерома, Жулиана и Эдельфельта. В те же годы Леон Бакст вступает в организованный Дягилевым и Александром Бенуа творческий союз «Мир искусства». Пик славы модерниста приходится на первое десятилетие XX века.
Леон Бакст становится известным театральным декоратором, иллюстратором и живописцем. Его картины выставлялись в крупнейших городах Европы. В 1909 г. художник демонстративно возвращается к иудаизму, за что высылается из Петербурга. С 1910 г. Леон Бакст проживает в Париже, гастролируя с различными театральными труппами как постановщик-декоратор. Умер живописец в 1924 г., в городке Рюэй-Мальмезон, недалеко от Парижа.
Главные характеристики и композиция полотна
Произведение «Ужин» написано в жанре портрета, с элементами натюрморта. По стилю картина – типичный представитель арт-нуво, или модерна. Оригинальный масштаб полотна невелик – всего 39×48 см. Форма холста – вертикально ориентированный прямоугольник. «Ужин» Леон Бакст написал масляными красками на обычном холсте, что не характерно для художника, предпочитавшего гуашь, или акварель. Однако, кое-где на полотне виднеются хорошо заметные карандашные линии – особенно, на портрете дамы.
Композиция картины «Ужин» проста и лаконична. Леон Бакст представил на холсте богато и элегантно одетую даму, сидящую за столом в кафе, или ресторане. В руках у героини – бокал с шампанским, перед ней стоит ваза с апельсинами. Больше никаких деталей на полотне «Ужин» нет – даже стены помещения абсолютно лишены декора.
Леон Бакст хотел сосредоточить все внимание на портрете загадочной дамы с внешними чертами декадентки – черное платье, бледная кожа, стремление к одиночеству. Лицо героини картины «Ужин» не прорисовано, а только слегка намечено – яснее всего проявляется на нем игривая, даже вызывающая улыбка. Эта деталь, в сочетании со смелым декольте, раскованной позой и вопиющим одиночеством дамы в общественном месте сделали композицию «Ужин» такой скандальной.
Цветовое решение картины
Цветовая гамма полотна «Ужин» вполне соответствует стилю этого произведения. Основная часть картины выглядит приглушенно, даже уныло – тем ярче вырисовывается протрет и уравновешивающие его детали на переднем плане. Леон Бакст выбрал для создания композиции «Ужин» следующие оттенки:
- Желтовато-серый.
- Темно-серый.
- Черный.
- Темно-коричневый.
- Бежевый.
- Золотистый.
- Ярко-оранжевый.
Наиболее яркими цветовыми акцентами на полотне «Ужин» Леон Бакст сделал вызывающее черное платье и шляпку героини, а также апельсины в стеклянной вазе, насыщенно-оранжевого оттенка. Золотистый узор на скатерти, фрукты и шампанское в бокале уравновешивают темную фигуру дамы и делают произведение «Ужин» более гармоничным.
Интересные факты
Полотно «Ужин» произвело неизгладимое впечатление на современников и сыграло знаковую роль в развитии модернистского стиля в живописи. Несколько любопытных фактов об этой картине:
- Одно из названий полотна – «Дама с апельсинами». Некоторые исследователи считают, что Леон Бакст выбрал подобную композицию для своей работы в пику реалистичной «Девочке с персиками» Серова.
- Существует версия, что идея картины появилась, когда Леон Бакст с Серовым увидели Анну Бенуа, сидящей в одиночестве в ресторане.
- Первый эскиз будущего произведения был зарисован автором на салфетке.
- Знаменитый критик Стасов в своем разгромном отзыве на «Ужин» сравнил изображенную даму с кошкой и заявил, что сама картина «невыносимая вещь».
- За свое провокационное произведение Леон Бакст получил выговор от великого князя Владимира Александровича, отметившего излишнюю игривость и даже скабрезность работы.
Единственным критиком искусства, положительно отозвавшимся о композиции «Ужин», был В. Розанов, отметивший точность образа декадентки о отметивший уникальный стиль картины.