Натуралистические картины Ханса Бальдунга – ярчайшие произведения верхнегерманской ренессансной живописи. Этот художник известен своими портретами, гравюрами, полотнами на аллегорические и мифологические сюжеты. Ханс Бальдунг – выдающийся представитель реформаторского искусства, сочетающего строгость и морализаторство с утонченностью и изяществом.
Биография
Ханс Бальдунг по прозвищу Грин родился в городе Швебиш-Гмюнд, на р. Ремс. Год его рождения остается предметом споров – одни называют 1480, другие – 1484, или 1485. Отец его – юрист, придерживавшийся гуманистических убеждений. В раннем детстве будущий художник переезжает в Страсбург. Однако, его творческий путь начнется позже, в Нюрнберге:
- В 1503 г. Ханс Бальдунг становится подмастерьем и учеником Дюрера.
- В 1507 г. – завершает обучение и начинает профессионально заниматься живописью.
- 1510-1520-х гг. Ханс Бальдунг странствует по Северной Европе, выполняя заказы – его картины пользуются спросом.
- 1538 г. живописец поступает на службу при дворе страсбургского епископа.
Умер Ханс Бальдунг в Страсбурге, в 1545 г. Он оставил после себя множество уникальных произведений живописи и гравюры. Картины этого живописца преисполнены символизма, мистических и философских смыслов и отличаются высоким художественным мастерством.
Самые известные картины художника
Ханс Бальдунг – мастер аллегории и мистического символизма, в его произведениях практически всегда обнаруживается глубокий философский подтекст. Наиболее известные его картины – масштабные полотна на библейские, мифологические, или аллегорические сюжеты.
Адам и Ева
Эта работа – одно из популярнейших изображений Адама и Евы, созданное в 1520 г. Оно представляет собой полотно из двух частей – на каждой из них изображено по одной фигуре на черном фоне. Ева держит в руках яблоко, слева от нее с ветки свисает Змей. За Адамом Ханс Бальдунг расположил оленя, за Евой – львицу. Эти звери олицетворяют мужское и женское начала. Размер картины — 85×212, жанр – религиозный портрет. Хранится она Галерее Уффицы.
Возрасты человека и смерть
Мрачное и философское произведение, написанное в 1541-1544 гг. На холсте – ребенок, молодая девушка, пожилая женщина и Смерть в образе Жнеца, с косой и часами в руках. В ногах женщин художник поместил темно-серого филина, символизирующего потусторонний мир и близость смерти.
Работа выполнена в тусклых, серо-бежевых тонах. Тема картины – неизбежность увядания – поддерживается и фоном. На дальнем плане – сухое, умирающее дерево и голый пень. Жанр картины – аллегория, размер — 151×61. Произведение находится мадридском музее Прадо.
Аллегория тщеславия
Как ярый пуританин и моралист, Ханс Бальдунг часто обращался к назидательным сюжетам. На этом полотне, созданном в 1529 г., он изобразил красивую девушку, смотрящуюся в зеркало. Выражение лица девушки – надменно и высокомерно. В ногах ее – змея, символизирующая порок, разъедающий душу изнутри.
На заднем плане картины – олени, в позднесредневековой культуре символизировавшие похоть и неуправляемые, дикие желания. Размер картины — 36×82, жанр – аллегория. Произведение выставляется Старой Пинакотеке (Мюнхен).
Все картины художника
По стилю и манере картины этого художника близки к творчеству его учителя – Дюрера. Ханс Бальдунг известен четкой, детальной прорисовкой человеческих фигур, реалистичностью пейзажей, выразительностью, и даже некоторой манерностью поз.
Интересные факты
Ханс Бальдунг прошел долгий путь от подражателя Дюрера до собственного уникального стиля. Его творчество отражает эволюцию мировоззрения и сложные повороты жизни в переломный для Европы период. Интересные факты об этом художнике:
- Ханс Бальдунг был воспитан в католицизме, но в зрелые годы перешел в лютеранство.
- Он признается искусствоведами самым талантливым из учеников Дюрера.
- Художнику дали прозвище «Грин» — по одной версии за любовь к зеленому цвету, по другой – прозвище происходило от слова «grienen» — «насмешник».
Некоторое время историки искусства считали, что автором росписи Изенгеймского алтаря был Ханс Бальдунг – но позже обнаружилось, что это работа Грюневальда.